В нашу страну джинсы ворвались в 1957 году – тогда Всемирный фестиваль молодежи и студентов в СССР приоткрыл железный занавес. Именно в то время многочисленные заморские гости оставили в Москве не только младенцев самых разных цветов кожи, но и моду на джинсы.
- В нашу страну джинсы ворвались в 1957 году – тогда Всемирный фестиваль молодежи и студентов в СССР приоткрыл железный занавес.
Впрочем, до настоящего джинсового бума было еще далеко – достать вожделенные брюки могли лишь редкие счастливцы: актеры, дипломаты, спортсмены, а также моряки и стюардессы.
Ко всему прочему, импортный «деним» объявили идеологическим оружием загнивающего капитализма. Наравне с рок-н-роллом и «Голосом Америки»! Поэтому джинсы не продавались в обычных магазинах или на рынках. Купить их можно было только у фарцовщиков, мелких спекулянтов, которые перепродавали их по бешеным ценам. За что иногда получали на полную катушку.
В 1960 году спекулянты Рокотов и Файбышенко получили высшую меру наказания по делу, в котором фигурировала и торговля джинсами. Последние слова, кои народная молва вложила в уста наказанных, звучали символично: «И все-таки джинсы – лучшая одежда».
Джинсы были настоящим эталоном моды. Причём нельзя сказать, что мода эта отличалась хоть каким-то разнообразием. Джинсы должны были отвечать нескольким требованиям: они должны были «стоять», влезть в них можно было только с мылом, цвет джинсов – исключительно синий.
Самое главное свойство фирменных джинсов тех лет – «они должны были тереться». Попросту говоря, отличительной чертой качественных джинсов, окрашенных в синий цвет с помощью красителя индиго, граждане СССР считали их способность к вытиранию. То есть, самые модные «ливайсы» и «монтаны» должны были непременно терять первозданный синий цвет и приобретать вид долго и небрежно ношеных штанов.
Между прочим, «вытираются» штаны или нет, проверялось при покупке очень просто – послюнявленной спичкой. Ею терли по джинсовой ткани. Посиневшая спичка означала, что со штанами “все о’кей”. Дело в том, что вместо настоящей «фирмы» нам старались подсунуть что-то непонятное: какие-то там болгарские штаны марки «Рила», польские, югославские, индийские…
- Джинсы болгарской швейной фабрики «Рила», обеспечивавшей джинсами население СССР в 70-80-е годы.
Помнится что, что те, у кого не было вообще никаких джинсОв, те с завистью смотрели на обладателей джинсов типа "Луи", польских "Шарик" или "Одра", гэ-дэ-эровских "Боксёр" или "Визент", индийских "Вакеро" или "Авис", а те, в свою очередь - на гордых владельцев "левисОв", "ли", "вранглерОв" и "супер-рАйфалов"...
Когда-то ( в середине 70-х.) даже по специальному постановлению Совета Министров в Москве, на фабрике «рабочая одежда», начали производство собственных джинсов. После Олимпиады 80, проходившей в Москве, джинсы в СССР производить с более активно и с некой претензией на стильность.
Первые фабричные советские джинсы шились из индийской ткани и назывались “Тверь”. Но на джинсы эти штаны были похожи только цветом ткани. Но, даже если иногда и покрой, и ткань таких штанов имели что-то общее с джинсами, то всё равно они не могли даже приблизительно подходить под то, что мы вкладывали в это понятие – они не тёрлись!
Краска на ткани замечательно держалась и не желала исчезать ни после опытов с «Белизной», ни даже после того, как некоторые отчаянные смельчаки пытались оттереть её красным (именно красным!) кирпичом.
Ходила байка, что для того чтобы выпускать советские джинсы не хватало только соответствующего ГОСТа. Якобы нельзя было выпускать брюки, которые покрашены сравнительно нестойким красителем. Возможно, что это некий миф той эпохи.
К середине 80-х в свободную продажу поступили первые советские джинсы. На заднем кармане гордо красовался стильный лейбл с надписью «Тверь» (и это при том, что наш город все еще на тот момент именовался Калинином). Цена была 30 рублей. В народе поговаривали, что пошиты они из «родной» итальянской ткани, да по импортным лекалам, с настоящими американскими клепками-заклепками.
И действительно, в те годы Министерство промышленности СССР потратило кучу денег на закупку итальянского оборудования. Вслед за новыми швейными агрегатами в Калинин прибыла итальянская делегация, чтобы помочь в наладке и с рук на руки передать секреты пошива самых модных штанов XX века.
Но вот саму ткань закупали в Индии, материал такого качества в нашей стране не делали. Заклепки и молнии также закупали за границей. Отечественными в советских джинсах были разве что нитки и крой, который разработали московские дизайнеры.
- Джинсы, выпускавшиеся предприятиями советского легпрома в начале 80-х гг.
- Наверное лучшая модель джинсов советского фабричного производства. Начало её выпуска было приурочено к Олимпиаде-80.
А вот настоящим шиком считалось иметь «джины» (бывало, называли их и так) четырёх фирм: «Levis», «Wrangler», «Lee», «Montana». Причём, отличить их друг от друга можно было только если специально внимательно рассмотреть, что же за лейбл ("лейбак", как тогда было принято говорить) на заднем правом кармане счастливого обладателя таких модных штанов?
- джинсы «Levis», кто ж их не знает... :)
Но истинные ценители знали и цвет лейблов, и цвет ниток и где у какой марки клёпки. Фирменные штаны старили искусственно. Ждать, пока джинсы состарятся сами, времени не было, посему лишних годков накидывали прямо в домашних условиях. В ход шли кирпичи, пемза и деревянные бруски.
Кстати, о «достать» — это не так-то просто было сделать. Прежде всего, на джинсы, особенно фирменные, нужны были деньги. А стоимость их доходила до 200 р., что даже побольше среднемесячной зарплаты.
Ради того, чтобы выпросить такие деньги у родителей, троечники обещали закончить год без троек, а отличники – музыкальную школу без четвёрок. Те, кто был посознательнее, или кому дома такие деньги никак не могли перепасть, работали летом на овоще-базах, уборке клубники и прочих несложных работах, к которым допускались школьники.
Конечно, стоимость разнилась в разных городах. Так в портовых городах у моряков можно было купить те же самые «Ли» и за сто двадцать. Но обычно всё перекупалось фарцовщиками-оптовиками на корню. А Дальше сами посчитайте – транспортные, реализация, риск и так далее. Поэтому и приходилось искать рублей 180-200.
Но даже если ты находил деньги, то после этого надо было найти сами джинсы! А это не так и просто. Это только в плохом кино фарцовщики сами чуть ли не толпой обступают потенциального покупателя. В действительности такой толпой могли обступить только для того, чтобы облапошить.
К примеру, после такой покупки дома могло выясниться, что купил ты почему-то только одну штанину, хоть рассматривал точно две (очень популярный был способ обмана). Поэтому, если сделка проходила между незнакомыми людьми, боялись оба.
Их было не только сложно купить, но и найти штаны своего размера. Потому хватали то, что было: если длинные – подшивали, маленькие – растягивали.
Слышал, что для того, чтобы влезть в джинсы на два размера меньше, девчонки творили чудеса. «Вооружившись» мылом и верными подругами, залазили в ванну, намыливались и ценой неимоверных усилий натягивали их на себя. Затем носили, не снимая, а через пару дней многострадальные брюки сидели, как влитые.
Да, дефицитом не перебирали – какие джинсы удавалось достать, в таких и ходили.
Но зато после того, как ты становился обладателем таких штанов, ты начинал себя ощущать самым крутым человеком в мире. Даже несмотря на то, что не было тогда такого понятия как «крутой». И даже если ты натягивал свои джинсы только при помощи двух друзей (бывало и такое), то всё равно и они сами, и ты в них были самыми лучшими на свете! Потому, что это были твои первые джинсы.
Но купить "правильные" джинсы — это ещё не всё. Не знаю, как где, а у нас было принято пришивать по низу каждой штанины половинку медной "молнии". Получалась такая коротенькая медная бахрома снизу. Вот это считалось "завершающим штрихом" — и вроде бы предотвращало "обтрёпывание" штанин.
Добавлено спустя 14 минут 50 секунд:Bobas писал(а):Да вы гурман!
А почему бы и нет.
Я хоть и весьма небогат, но вот к эксклюзиву есть какое-то пристрастие.
Да, вспомнились мне еще и шортики джинсовые (это 1977-й годок был) с клеенчатым шеврончиком, на котором были Чебурашка и Крокодил Гена. Я правда настоял на том, чтобы мама отпорола тот не достойный серьезного десятилетнего пацана атрибут, и пришила достойный "пацанский лэйбак" с фейсом Чингачгука в боевом раскрасе и оперении, купленный мною в киске "Созпечать" на деньги, сэкономленные в школьном буфете. моей маме нравилась детская одежда из джинсовой ткани, так как она прекрасно выдерживала все последствия моих прогулок во дворе.