Неприятности последних дней и холод на улице, заставили нас с Барсиком сидеть дома. Зато мы с ним снова перечитали кучу книг. Читал, конечно, я, а Барсик только слушал да картинки рассматривал. Читать у Барсика плохо получается, читает он вслух, по слогам, по лености пропуская иногда целые страницы, уверяя, что просто «не заметил на них текста».
И вдруг, начитавшись разных приключенческих книг, Барсик выдал:
- А давай снова с тобой отправимся в путешествие? Только не в такое, как в последний раз в Швейцарию. Ну её!
- И куда? - полюбопытствовал я.
- Как куда? В путешествие!
И Барсик начал расписывать на словах (и откуда только фантазия взялась) какое это будет прекрасное путешествие. Как мы с ним пойдем пешком по таинственной дороге между скал, горных круч, полей, лугов, лесов, рек и озер. Как будем останавливаться на ночлег то в каком-нибудь тоже таинственном монастыре или скиту, то в сохранившемся со времен СССР сельсовете на диване в кабинете председателя, то в гостинице небольшого городка, в котором на днях произошло таинственное убийство, и мы поможем в его раскрытии.
Я слушал и тихо обалдевал. Давно не слыхал я от Барсика такой ахинеи.
А Барсик вдохновенно продолжал:
- А однажды мы придем в такой город, где все сохранилось как в довоенные годы. Даже парашютная вышка в парке. Я там был и даже с вышки прыгал - меня пионеры к зонтику привязали и сбросили…
- Когда это ты там был?
- Как когда? В довоенные годы и был!
- И ты всерьез думаешь, что там всё до сих пор сохранилось в неизменном виде?
- Ну конечно! А как же иначе? Ведь люди-то там живут все те же!
- Какие это ещё «всё те же люди»?
- Ну, жители этого довоенного городка, конечно же.
- И где он, этот городок, скажи на милость? - я начинал терять терпение.
- Вот! - сказал Барсик и нарисовал на листке бумаги какие-то лини, пятна, а в середине кружок.
Ткнув лапой в кружок, он сказал:
- Вот этот город на карте. Видишь?
- Вижу какие-то почеркушки.
Барсик обиженно засопел. Он нырнул под мою кровать, где у него был устроен тайник, и достал оттуда какой-то камешек. Обыкновенный камешек, каких много валяется где угодно.
- Вот - доказательство! - торжествующе произнес он.
- Доказательство чего?
- Что город, о котором я говорю, существует. Этот камешек я захватил оттуда на память. Не станешь же ты теперь возражать.
Я даже не нашелся что ответить. А Барсик, посчитав, что вполне меня убедил, продолжал расписывать прелести нашего путешествия и интересные места, которые он мне обязательно покажет.
В пылу приготовлений к большому вояжу Барсик даже попросил у меня 24 копейки - заплатить комсомольские взносы за год вперед, на всё то время, пока мы находимся в путешествии. И еще сказал, что ему надо на пару часов отлучиться вечером из дома.
- А вдруг из милиции придут проверять тебя? - спросил я.
- Так я к ним и пойду, - ответил Барсик. - Хочу сразу отметиться в журналах за все дни будущего года. Это и займет часа два.
- Кто это тебе разрешит?
- Да я уже договорился. Они даже обрадовались, что я наконец-то исчезну из города.
- Ну раз так…
Барсик после этого еще долго что-то мне говорил, убеждая меня согласиться на задуманное им путешествие. И мало-помалу во мне зашевелился какой-то детско-юношеский романтический дух. Я подумал: «А почему бы и нет? Почему Барсик обязательно не прав? И разве я что-то потеряю, если не соглашусь? Скорее, наоборот. Мы пойдем пешком, возьмем лишь легкие рюкзачки со всем необходимым, наденем удобную для дороги одежду, а на случай дождя - прихватим длинные непромокаемые плащи с капюшонами как у монахов-капуцинов или романтических рыцарей…»
- И когда мы выходим в поход? - нетерпеливо спросил я, прерывая Барсиковы словоизлияния.
- Весной! - не задумываясь отвечал Барсик. - А поскольку всё, что после Нового года, у нас уже весна, значит, вот сразу после Нового года и выйдем.
На том мы и порешили. Так что, после Нового года нас не будет дома - мы будем в путешествии. А до Нового года нам тоже будет не до всего остального - будем готовиться к странствиям, - дело это обстоятельное, на это уйдет несколько оставшихся до праздника дней.
Само же наше путешествие - это уже будет совершенно другая история, которая в прежний рассказ про нас с Барсиком уже не впишется. Потому я здесь могу спокойно поставить точку и написать:
КОНЕЦ.
- Барсик.jpg (16.83 KiB) Просмотров: 2748
Добавлено спустя 2 дня 22 часа 10 минут 24 секунды:****************************
Добавлено спустя 1 день 22 часа 44 минуты 41 секунду:Мы с Барсиком почти уже ушли в путешествие, Барсик даже рисунок на эту тему нарисовал (см. выше).
О путешествии нашем я ничего писать не буду. Надо всё же в путешествии отдохнуть и от форума, и от описаний Барсиковых глупостей.
И кроме Барсика у меня было немало друзей. Один из них - Колька, - Колян, как сказали бы сейчас. Но тогда так не говорили. Мы с ним вместе в одной группе в училище были. А Барсик, по его рассказам, в это время как раз в «овиасыи» служил, если ему, конечно, верить (а как ему верить, если он даже годы, когда он там служил, не может назвать? - то до войны, то после…).
Вот про Кольку, может быть, расскажу. Ну, и про себя придется тоже, иначе никакого рассказа не получится.
Жили мы тогда в одном городке…
В ГОРОДКЕ1
Погода теплая, март. На душе легко - завтра воскресенье. Иду по улице вдоль старого фабричного забора, незаметно переходящего в забор городского сада, где летом играет духовой оркестр. Сверху шумит пролетающий кукурузник. Смотрю на цвет неба, - уже появилась привычка определять, что с чем из красок надо смешать, чтобы получить именно такой оттенок. Когда задержишься в художественном училище, чтобы дописать свой натюрморт, так за три часа сеанса так навсматриваешься в цвета и тончайшие оттенки, что потом особенно четко видишь их вокруг себя в природе.
Раньше я жил на железнодорожной станции - и не город и не деревня. Учиться ходил в соседнее село через лес. После семи классов переехал в городок в соседней области - продолжать учиться. Поступил в художественное училище. Живу на стипендию, подрабатываю. Узнав, что при в местном театрике открылась вечерняя студия, записался и туда. Там тоже талоны дают в столовку, из-за этого и пошел. Думал - продержусь хоть немного, отъемся. А там узнали, что рисовать учусь, дали подработку - помогать декорации писать на огромных холстах. И вообще, у них интересно, не совсем всё понятно только. Думаю, что это только поначалу. В училище художественном тоже поначалу всё не так оказалось, как мне представлялось, когда дома жил до поступления.
Горький дым из фабричных труб стелется книзу - значит, теплая погода еще продержится. Вот и старое двухэтажное здание общежития. Вход оформлен как терем - художественное выпиливание и цветная покраска в зеленых тонах. Преподаватели говорят, на зеленом ярче красное смотрится. В вестибюле - красный кумач, портрет вождя, лозунги, пальма в кадке. На этом красота заканчивается. В комнатах - как обычно. Живем по пять человек. А надо еще картон, холсты где-то разместить. Все стены для этого в гвоздях и длинных полках. Над дверями сколотили подобие антресолей. «Антресоли»! - я и слова-то такого раньше не слышал.
Генка перестилает свою постель, говорит мне:
- Где шлындаешь, Вовка? Знаешь ведь, что суббота, смена белья. Я за тебя получил - вон лежит. В следующий раз сам сдавай свое и получай чистое. Наши в баню ушли, иди тоже, а я позже пойду - занят буду до вечера.
Городок небольшой - здесь всё на одном пятачке. Баня - неподалеку. Как раз вон там, где ржавая церковная маковка торчит из-за крыши промтоварного.
Прохожу мимо церквушки среди старых деревьев. Говорят, вокруг нее кладбище было. Теперь за дырявым дощатым забором только несколько старых каменных памятников с крестами. Все крапивой, лопухами и малиной заросло. Через дыру в церковном заборе выйти к расположенной на задворках складов бане проще. От дыры до дыры на другом конце кладбища по льдистому, изрядно подтаявшему снегу протоптана тропинка.
Из городской бани уже выходят наши. Толкают друг дружку, смеются.
- Что, Вовка, вечером делаешь?
- Мне в театральную студию.
- Далась она тебе!
- Далась.
Я подзываю Кольку, моего друга, и говорю:
- Если хочешь, можешь пойти со мной. Помощь требуется - рук не хватает.
- А что делать надо?
- Задник для сцены закончить. Да ты не пугайся, что он большой. Там для того и кисти не как у нас - со швабру величиной.
- Ну раз со швабру, тогда можно. А талон в столовку дадут?
- Обещали, я ж не просто так тебя им предлагал в помощники.
- Тогда лады.
Мы обмениваемся дружескими тумаками и каждый из нас идет дальше по своим делам.
Погода теплая, воздух весенний. А идешь после бани - так особенно легко дышится. И так приятно сознавать, что завтра - выходной. Делай что хочешь!
2
В театре Колька был не раз - нас иногда туда в культпоходы водят перед революционными праздниками. А вот за кулисами сцены - он впервые. Знакомлю его с нашими студийцами, они не художники, и здесь мы не задерживаемся. Прямо к кабинету Игоря Николаевича, директора и вообще самого главного здесь, идем.
Игорь Николаевич заправляет в театре всем. Кто говорит, что он из ссыльных. А кто - что из эвакуированных. Но точно не местный. Из какого-то крупного города приехал, да так и остался здесь. «Спокойнее в вашем городке, и природу я люблю», - кратко отвечает на расспросы.
Игорь Николаевич встретил Кольку уважительно, называл исключительно Николаем и на «вы», чем поверг моего друга в некоторое смущение и робость. Строгий костюм и безукоризненно белые манжеты рядом с гимнастерками нашей училищной формы производили странное впечатление. Перед нами стоял человек из другого мира. Мог ли я тогда знать, что через много лет подобные манжеты станут обязательной нормой для меня самого?
А потом мы прошли в длинный сарай, то есть в мастерские, где на широком полу уже было разостлано полотнище нового задника. Я кратко объяснил Кольке, что от него требуется, и поставил на самый легкий участок - крыть готовыми колерами небо от края до края холста. И началась работа.
Вместо талонов нам принесли сухой паек - банку консервов на двоих, хлеб и по паре вареных картофелин. Без соли, конечно. Соль мы потихоньку достали из шкафчика, принадлежность которого кому-либо раньше я никак не мог установить. Позже выяснилось, что это шкафчик уволенного за пьянство и прогулы дворника. А новым дворником так никого и не приняли, - вышестоящее начальство ставку дворника забрало для своих нужд. А раз так - значит, шкафчик ничей, общий, значит, - можно соль брать. Иначе бы не взяли никогда. Мы с Колькой принципиальные.
- И тебе здесь нравится? - еще не прожевав, спрашивает Колька.
- Нет, не в том смысле, что здесь деньги платят и хавку дают, а вот интересно тебе здесь или нет? - уточняет он свой вопрос.
Я неопределенно пожимаю плечами, так у пацанов принято - не выдавать свои чувства сразу. Неторопливо подливаю в кружку чай из чайника с горячей печки.
- Не знаю, - говорю с деланным равнодушием, - в студии непривычно всё, оттого и кажется интересным. А вот возить шваброй по холсту - когда увлечешься - интересно, а когда нет настроения - какое уж тут удовольствие? Игорь Николаевич - тот хороший. Были бы все начальники такие.
- Ну да, может, и хороший, да только не знаешь, как держать себя с таким.
- Мне тоже так раньше казалось, а теперь привык и ничего. Он не ругается никогда и всегда подскажет, поможет, если к нему обратиться.
- А что вы на занятиях в студии делаете?
- Ну пока ничего особенного. Говорить четко учимся, двигаться на сцене. Это только из зрительного зала кажется, что все у актеров так естественно получается. На самом деле там все не так, все преувеличено - и голос, и грим, и движения. Иначе с задних рядов никто ничего не услышит и не разглядит.
- Не понимаю - зачем тебе это нужно? В кино интереснее.
Всем хорош мой друг Колька. Вот только некоторых вещей не понимает.
Снова с деланным равнодушием в тон ему отвечаю:
- В кино - да. Только Игорь Николаевич говорит, что и там учиться много надо, чтобы играть. И что в кино играют совсем не так, как в театре.
- Велика важность - так или не так! Говори и делай всё, как в жизни бывает, вот и вся премудрость. Вот мы рисуем всё как в жизни, чего ж еще?
- И в живописи есть свои приемы…
Колька молчит. Мы моем кисти, испачканный пол, руки, свои лица, которых касались измазанными в краске руками… Уходим, работа закончена.
3
В нашей комнате в училищном общежитии только мы с Колькой. Все разъехались вечерним поездом на выходной по домам. Мы с Колькой - издалека, дома бываем только на каникулах, и если есть деньги ехать. Потому и сдружились, что сами обстоятельства заставляют быть вместе.
Не спалось. Завтра воскресенье, можно спать до обеда. Отосплюсь. Всю неделю я так занят - то в училище, то в студии, то декорации малюю, - устаю сильно. Вот и рад каждому выходному. От этого счастливого чувства свободы длиною в один день и не спалось. Лежу, глаза в потолок.
Нет, я зря думал, что Колькин интерес к театру деланный. Понадобилось совсем немного времени, чтобы он снова спросил:
- Вовка! А расскажи про театр. Расскажешь?
- Тоже не спится?
Колька промолчал. А я задумался. Вдруг понял, что рассказывать о студии - это только расписание занятий излагать. А вот чтобы самую суть, которую и сам-то я еще не уловил, - что же это за странная, таинственная, интересная и такая заманчивая штука - театр, которая непонятно чем и как влечет тебя день ото дня все сильнее, - вот это как объяснишь? Я и молчу, не в силах собраться с мыслями.
- Устал сегодня? - спрашивает Колька.
- Не-а…
Помолчали.
Я не заметил, как провалился в глубокий сон до самого обеда следующего дня. Выходного дня.