Уроки хозрасчета

Обсуждение нынешней ситуации происходящей в мире

Сообщений: 9
Зарегистрирован: 27.04.2018
Откуда: Нефтекамск
СообщениеДобавлено Алмазик1995: 27 апр 2018, 19:54
Уроки хозрасчета(стр.2, газета ленинское знамя № 241(6981), 17 декабря 1988 г. )

Когда говорят о каких-то социальных процессах и определяют в них некий исходный пункт, то это есть, по существу, поиск того наиболее важного звена взявшись за которое, по определению В.И. Ленина, можно вытащить всю цепь. Полный хозяйственный расчет напрямую связывают сегодня с перестройкой экономики, с тем самым важным звеном, за которое всем нам необходимо ухватиться.
Чтобы понять, почему это именно так, а не иначе, необходимо обратить внимание на следующий момент. Если говорить о перестройке в целом, а не только о перестройке экономики, то сегодня и теорией и практикой доказано, что исходным пунктом здесь является демократизация общественной жизни.
В этом смысле полный хозяйственный расчет является одним из элементов демократии, а поскольку он охватывает всю экономическую деятельность предприятий (объединений) и органов управления народным хозяйством, постольку мы и говорим, что в области экономики это и есть исходный пункт перестройки.
Изучая вопросы полного хозяйственного расчета в школах экономического образования, или как их называют сейчас, на производственно – экономических семинарах, мы чаще всего говорим о самоокупаемости, стимулировании, планировании и т. д. Все это, безусловно, очень важные причины хозрасчета, и мы на них еще остановимся, но хозрасчет, рассматриваемый с позиции демократизации экономических процессов, делает очевидным то, что сам он является не чем иным, как одной из форм демократического централизма.
Демократический централизм охарактеризован В.И.Лениным как диалектическое сочетание «почина самостоятельности, свободы движения, энергии размаха снизу – и добровольного, чуждого шаблонов, централизма» (В.И.Ленин, Полн.собр. Соч., т. 35, с. 203). В марте 1918 года В.И.Ленин, определяя первоочередные задачи Советской власти, указал среди них следующую: «Наша задача теперь – провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т.п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели» (В.И.Ленин, Полн.собр. Соч., т. 36, с. 152).
Демократический централизм в экономике предполагает прежде всего определенный уровень и характер самостоятельности и ответственности хозяйственных единиц на каждом историческом этапе. Каким же должен быть этот уровень, что бы можно было говорить о полном (или подлинном) хозяйственном расчете?
К сожалению, многие практики даже не пытаются ответить на этот вопрос. Рассуждая о хозрасчете, они переходят к тому или иному набору плановых показателей, к вопросу о расширении и увеличении стимулов, к проблеме, как снизить затраты. Главный же вопрос, заложенный в самом названии внедряемого метода, остается вне поля зрения: кто же хозяин на производстве? Берясь за научную проработку внедрения хозяйственного расчета в НГДУ Самотлорнефть, мы думали о том, как сделать истинного труженика реальным хозяином производства. Второй вопрос заключался в том, как организовать работу этого реального хозяина, чтобы она вливалась в единое русло, необходимое для НГДУ или объединения в целом. Лишь решив обе задачи в комплексе, мы могли бы говорить действительно о полном хозяйственном расчете, все же остальное со спокойной совестью отнести к различным разновидностям бюрократического расчета или анархии.
Совмещение в одном лице работника и хозяина производства демонстрирует нам сегодня движение кооператоров.
Аналогом кооперативного движения в государственном секторе может являться, на наш взгляд, в наибольшей степени арендный подряд.
Нам необходимо было сначала ответить на вопрос, кто в нефтегазодобывающем управлении мог бы выступить в качестве арендатора – бригада, цех, укрупненный промысел? Выбор был остановлен на цехе по следующим причинам. С одной стороны, это достаточно крупная единица, позволяющая иметь в своем составе определенный аппарат управления, способный осуществлять не только инженерно – технологические функции, но и обеспечивать экономическую работу.
С другой стороны, численность такого коллектива (100-130 человек) позволяет сохранить самопонятие – коллектив. Дальнейший рост численности превращает в это понятие в некую абстракцию. Даже о НГДУ численностью в 2000 человек правильно было бы говорить не как о коллективе, а как о союзе многих коллективов.
В-третьих, цех в отличие от бригады, является относительно технологически обособленной единицей, позволяющей свои задачи формулировать в комплексе, а результаты труда контролировать с достаточной степенью точности. В то же время не происходит и нагромождение задач, и каждую технологическую цепочку можно видеть в достаточно чистом виде.
Однако теория теорией, а жизнь заставила нас внести свои коррективы. При внедрении разработки нам пришлось иметь дело и с небольшим участком, и с базой, объединяющей два цеха, а после присоединения к НГДУ Самотлорнефть месторождения НГДУ Ермаковнефть нам пришлось вести разработку и на укрупненном промысле численностью в 350 человек.
Такой подход нам позволит вести внедрение хозрасчетной системы в различных организационных структурах и в то же время будет проверкой жизнеспособности различных структур.
Убрать рекламу

Вернуться в Сегодня в мире

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron