Страница 1 из 3

Экран друзей

СообщениеДобавлено: 04 дек 2011, 17:30
baruch
Экран друзей

О советском кинематографе здесь уже говорилось доста
точно, теперь надо бы вспомнить и о фильмах тогдашних
соцстран, которых наряду с нашими крутили по телевизору постоянно под рубрикой "Экран друзей".
Начнем с Польши. Как известно, Польша - это единствен-
ная страна в Восточной Европе, пробившася на мировой
рынок по кинематографу. На Западе широко известны
такие имена, как Анджей Вайда, Юлиуш Махульский, Кшиш-
тоф Кислевский.
Итак, фильмы А. Вайды:
"Канал"
"Пепел и алмаз"
"Человек из мрамора"
"Страстная неделя"
Фильмы Ю. Махульского:
"Ва-банк"
"Ва-банк-2"
Фильмы К. Кишлевского:
"Персонал"
"Спокойствие"
"Без конца"
"Случай"
"Декалог" - десятисерийный фильм, посвященный Десяти
заповедям. Два серии из него показывались отдельно
под названиями "Короткий фильм об убийстве" и "Корот-
кий фильм о любви"
Вообще-то, польский кинематограф у нас ассоциируется
с двумя замечательными сериалами: "Четыре танкиста и
собака" и "Ставка большая, чем жизнь". Помимо этого,
в конце 80-х по ЦТ шел еще один сериал и также на военную тему "Польские дороги" . Помню еще и такие
мелодрамы, как "Голод сердца" и "Любовники моей мамы",
ну, и конечно же мультик про Лелика и Болика.
Чехословакия также прославилась у нас своими сериалами,
достаточно вспомнить хоть того же майора Земана и "Боль-
ницу на окраине города". Большим успехом у нас пользова
лись и их детские фильмы: "Три орешка для Золушки",
"Павел вмешивается", "Пугало из чердачного окна", муль
тики про Гржемилека и Вахмурку. Ну, и конечно, криминаль
ные сюжеты: "Бонны и покой" и "Уикэнд за миллион".
ГДР подарила нам в первую очередь замечательные вестер-
ны с Гойко Митичем, сериал "Телефон полиции-110", а также
детские филльмы: "Розочка и Беляночка" , "Заячье сердце"
и другие.
Из венгерских фильмов я могу вспомнить только сериал
"Линда - женщина-детектив" и детский фильм "Волшебник".
Болгария - два фильма на военную тему "Зарево над Дравой" и "Не на жизнь, а на смерть" и мультсериал "Приклю
чения Чоко и Боко"
Румыния - исторические фильмы "Даки", "Колонна", мелодрамы
"Сын двух матерей", "Мария и море" и детективный сериал
о комиссаре Микловани.
Югославия - фильмы Эмира Кустурицы "Невесты приходят",
"Отец в командировке", остросюжетная лента "Ошибка моло
дости", комедия "Нелегко с мужчинами".
КНДР - "Хон-гиль-дон" - боевик с восточными единоборст
вами, естественно, на социалистическую тему.
Ну, вот, собственно, и все. Если кто из вапс назовет больше
фильмов, чем я, буду очень рад. Ведь это тоже часть нашего детства.

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 04 дек 2011, 17:32
Поручик
Чехословацкий фильм "Приключения в Каникулы" еще и "30 случаев майора Земана"

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 04 дек 2011, 17:34
Vovka
Вряд ли кто-то назовет больше. Не знаю, каким спецом надо для этого быть...

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 04 дек 2011, 17:44
Sashka
Baruch, а почему у вас, такой формат сообщений? Строка не до конца, а уже переноситься? С чем это связано?

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 04 дек 2011, 17:51
baruch
Я уж привык так писать. Если хотите, могу изменить.

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 11 дек 2011, 01:48
ergo67
Респект Вам, Baruch ! Немало назвали достойных и признанных кинотворений наших "социалистических собратьев". Однако многое еще не названо. Например, первым северокорейским фильмом содержащим очень приличную "дозу" восточных единоборств, вышедшим в советский прокат был "Приказ 027" (1986 год), "Хон Гиль Дон" наш зритель увидел годком попозже. Есть и свидетели демонстрации в СССР тонкой и красивой мелодрамы опять же сотворенной в КНДР - "Колокольчик" (1987 год). Ну и фантастика соцстран полностью обойдена вниманием: "Эоломея" ( Производство ГДР при участии СССР и БНР. Здесь снимался Всеволод Санаев ), "Безмолвная звезда" (ГДР), " В пыли звезд" (ГДР-Румыния), "Приключения в космосе". 1970 год. Производство ГДР-Польша с участием СССР. Здесь снимался Евгений Жариков (тот, что был в главной роли сериала "Рожденная революцией"). Но больше всего было странно увидеть Гойко Митича в скафандре. Чингачгук в космосе.. :)) А сказочные сатирические кинокомедии Юлиуша Махульского "Кингсайз" (ПНР-1987), и "Новые амазонки" ( он же «Секс-миссия» ) - (ПНР-1984-1985)...
Следует отметить, что в соцстранах в свое время снимали вполне приличную для своего времени кинофантастику и наши любители этого весьма популярного в СССР жанра любили и ценили всяк выпавший шанс просмотра какого-либо из этих фильмов.

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 11 дек 2011, 17:53
baruch
Да, вы правы, о "Новых амазонках", они же "Сексмиссия"
я как-то позабыл. Но зато назову еще три польских фильма:
"Знахарь", "Потоп" и "Женщина в шляпе".

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 14 дек 2011, 01:26
ergo67
И опять Вам, Baruch, респект!
У знатоков кинематографа бытует мысль, что кинематограф бывших социалистических стран Восточной Европы похож на исчезнувшую Атлантиду, ныне уже неведомую цивилизацию, сожалеть о которой могут только те, кто успел застать её расцвет. С падением Берлинской стены кончился не только социализм, но и кинематограф социалистической Восточной Европы.
Фильмов «наших соседей» по соцлагерю, о которых вспомнили все ж таки уже немало, однако следует отдать дань памяти Болгарскому гению приключенческо-детективной ( точнее - шпионской) художественной литературы Богомила Райнова, вспомнив весьма достойные (это были настоящие хиты – с «голливудом» вровень) экранизации бессмертных произведений классика (кои объединены общим героем – разведчиком Боевым): Господин Никто / Gospodin Nikoy (1969); Что может быть лучше плохой погоды / Nyama nishto po-hubavo ot loshoto vreme (1971); Большая скука / Golyamata skuka (1973). Посмотрите, не пожалеете. Чесно сказать, частотой показа этих фильмов советского зрителя почемуто не баловали…
Еще одним замечательным болгарським кинохитом советского проката, который был весьма почитаем любителями кинодетектива был фільм Подсадная утка / Izkustvenata patitza (1974): зрелищность, стильность, постоянная интрига, великолепная игра актеров, вобщем – полный зачет.
Из румынского кино стоит выделения весьма качественная картина в жанре политического детектива (по сути – боевика) «Комиссар полиции обвиняет». Серджиу Николаеску сыграл на поле гангстерского фильма так, что просто нокаутировал большинство своих америкаснких коллег. Фильм был впрямь хитовым, хотя опять же частотой проката народ не баловали.
Что до чехословацкого детективного сериала «Зо случаев майора Земана», то весьма любопытен тот факт, что в СССР не решились показать серии, связанные с 68-м годом (серии были просоветские, но у нас просто не хотели ворошить эту тему). И назывался у нас тогда сериал "27 или 28 случаев...". Есть в сериале несколько удивительно красивых актрис. Вообще, всё чересчур богато и глянцево. Каждый пражский инженер одет как Джеймс Бонд. Вспоминается фельетон Натальи Ильиной о фильме Басова "Нейлон 100%". Актёр Владимир Брабец по фактуре очень убедительно сыграл стареющего Земана, хотя был тогда сравнительно молод (Если я не путаю, именно он сыграл в 68-м чешского антифашиста Дробного у Басова в "Щите и мече". Хотя внешне опознать нелегко). Ну это я для особо интересующихся...
Особо стоит вспомнить прекрасные кинофильмы-сказки, дополним выше выложенный список вот этим:
Чехословацкие режиссеры стали признанными мастерами в жанре киносказки, кроме уже упомянутого фильма В. Ворличек — «Три орешка для Золушки» (1974, с ГДР), следует припомнить: музыкальную комедию «Да здравствуют духи!» (1977), реж. О. Липский, «Златовласка» – режиссер Власта Янечкова ( 1973) ,
М. Голлы — «Соль дороже золота» (1982), Ю. Якубиско — «Перинбаба» (1982), П. Швец — «Сказку об отважном кузнеце», "Арабелла" (1979), "Арабелла - дочь пирата" (1983)– реж. Вацлав Ворличек. Однако и другие страны в этой теме не пасовали (особенно ГДР (!), их фильмы – просто чудо): "Волшебник" (Венгрия); "Регентруда" (ГДР); "Вероника" (Румыния); "Вероника возвращается" (Румыния); "Огниво" (ГДР); «Золотой гусь» (ГДР); «История о принцессе-пастушке и ее верном коне Фаладе» (ГДР); «Подмененная королева» (ГДР); «Госпожа Метелица» (ГДР); «Ганс Рёкле и черт» (ГДР); «Третий принц» (ГДР); «Король Дроздобород» (ГДР).
Да и неужели никто не помнит изумительный ГДРовский мультсериал сказочных историй «про Песочного Человечка»?! У него свое особенное обояние и некий тонкий юмор. Для меня он был одним из любимых мультов.

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 16 дек 2011, 17:44
baruch
Да, самое главное, как я посмел забыть "Марию Мирабеллу"?! А еще "Академию пана Кляксы" и "Путешествие пана Кляксы" - польско-советский фильм. Добавлю и еще два
чешских - "Клоун Цибулка и шесть медведей" и "Пущик едет в Прагу". А из югославских -
совместный с СССР "Единственная дорога", где одну из главных ролей сыграл Владимир
Семенович Высоцкий.

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 17 дек 2011, 00:42
znato4ka
еще кино было "Чертенок", "Сказание о храбром витязе Фет Фрумосе" это про лаура-Балаура. А еще сериал про Эмиля из Лёнеберги.

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 17 дек 2011, 16:31
встрряд
Конечно Гойко Митич !
"Чудо Маниту - зверь с двумя хвостами!"

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 19 дек 2011, 17:49
baruch
Советско-польский фильм "Помни имя свое" с Л. Касаткиной
и Л. Ивановой

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 07 фев 2012, 14:55
ergo67
Очень приятно, что тема не стоит на месте. Уже весьма пристойное множество творений "братских" кинематографий названо. Однако..., продолжим.
Может кто из молодых не знает, а самой "проЗападной", или как теперь говорят "проЕвропейской" из бывших соцстран была СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия): мелкая частная собственность, легальность "малого" предпринимательства, свобода работы за границей, импорт инностранного капитала и активная интеграция западных технологий в экономику страны и быт населения были весьма противоречивы в отношении СССР-ного шаблона социалистического государства,одначе югославскую обувь, одежду, мебель, сантехнику и.т.д. в Советском Союзе очень даже любили и уважали. Но не будем уходить в сторону от собственно кинематографа. Его тоже, по особенному, у нас любили.
Несмотря на то, что югославское кино не слишком популярно у широкой мировой аудитории, у него есть то, чего нет у многих знаменитых кинематографических школ — узнаваемый стиль. Основные отличительные особенности югославского кино:экспрессивность, гедонизм, тяготение к абсурду, трагикомичность. Ну, да это все ж более интересно не рядовому зрителю.
Стоит заметить, что сочетание этих черт не всегда нравится критикам и зрителям, и вызывает у них прямо противоположные эмоции — от восторга до полного неприятия. Не ошибусь, если скажу, что югославское кино было для советского зрителя хотя и не "буржуйской" культурой, но ИНЫМ.
В 1940-е — 1970-е годы широкое распространение в Югославии получили фильмы о Второй мировой войне. Поскольку регулярная армия в 1941 году служила интересам буржуазного правительства и, тем более, не оказала почти никакого сопротивления фашистским войскам, в кино прославляли партизан.
Некоторые из «партизанских» фильмов действительно представляли и представляют художественный интерес (в их числе — «Козара» (реж. Велько Булаич), «Офицер с розой» (реж. Деян Сорак), «Последний мост», хорошо принятый европейскими критиками на Каннском фестивале), но довольно скоро жанр, ставший визитной карточкой югославского кино, был дискредитирован — он оброс штампами и оказался идеологизирован.
Съёмки идеологического «партизанского» фильма с нескрываемой иронией показал Эмир Кустурица в своей картине «Подполье».
Несмотря на натянутые политические отношения между СССР и СФРЮ , было снято несколько совместных советско-югославских фильмов: «В горах Югославии» (1946, реж. Абрам Роом), «Олеко Дундич» (1958), «Дикий ветер», «Единственная дорога». В основном, это было то же «партизанское кино».
Однако масштабные полотна о войне требовали слишком больших средств, и вскоре произ-во вновь обратилось к ф. скромным, камерным, как бы повторяя на новом, качественно более высоком худож. уровне жанры 50-х гг.: партиз. комедию - "Гранатомётчики" (1973, реж. П. Голубович, в сов. прокате "Отважные") - мне лично, еще в детстве, очень понравился; фильм о детях на войне - "Шалаш в Малом Рите" (1974) и "Зимовка в Якобсфельде" (1975) - оба реж. Бауэра.
Историческая тематика в югославском кино не ограничивалась партизанами — также в СФРЮ были сняты «Закон любви», «Косовская битва» (реж. Здравко Шотра), «Зона Замфирова» (реж. Здравко Шотра).
Но военной тематикой кино СФРЮ далеко не ограничивалось, были и социальные психологические драмы, и детское кино, и лирика, и даже весьма недурственные комедии. Просмотренные в юношескую пору психологическая драма "Между страхом и долгом" (1976, реж. В. Ду-летич) и "Операция "Стадион"" (1977, реж. Д. Вукотич, в сов. прокате "Трагедия на стадионе") меня очень даже впечатлили, а несколько позже и комедия "Жикина династия", имевшая немалый успех в советском кинопрокате.
В 1960-х годах в Югославии появилось новое поколение режиссёров, снимавших достаточно независимое (насколько это было возможно) кино и обновивших весь облик национального киноискусства. Впрочем, в СФРЮ цензура не была такой жёсткой, как в странах Варшавского договора, и фильмы «новой волны» побудили западных киноведов назвать Югославию самой свободной из всех стран социалистического лагеря. Самым ярким представителем поколения режиссёров шестидесятых был Пуриша Джорджевич. А самым авангардным югославским кинорежиссером той поры был бесспорно Душан Макавеев, снимавший смелые экспериментаторские фильмы, интересные критикам, но непригодные для показа на широком экране. Некоторые называют фильмы Макавеева высшей точкой югославского киноабсурдизма.
У себя на родине Макавеев снял четыре фильма, включая известную ленту «В. Р. Мистерии организма» (1971), после чего эмигрировал, и ещё шесть фильмов поставил за пределами Югославии, в их числе такие, как «Сладкое кино» (1974) и «Манифест» (1988).
Ещё один необычный югославский режиссёр — Горан Паскалевич. Он снимал фильмы и в 1980-е, и в 1990-е, и продолжает заниматься этим и теперь, но принадлежит, бесспорно, к поколению 1970-х. Фильмы Паскалевича наполнены символизмом и трагичны, но, в то же время, и смешны (трагикомизм, как отмечалось выше, вообще характерен для югославского кино). Лучшие фильмы Паскалевича — «Дети» (1973), «Обманчивое лето 1968» (1984), «Время чуда» (1989).
Эмир Кустурица — самый известный за пределами своей родины югославский режиссёр. Его фильмы сочетают в себе характерную для среднеевропейского кино проблематику и типично югославскую манеру самой постановки, а отличает их экспрессивность и фантасмагоричность. Ну про него у нас сейчас только глухой не слыхал...
В 1980-х годах окончательно оформился характерный стиль югославского кино. Режиссёры 80-х уже не считались с цензурой, и снимали фильмы на самые разные темы. Для их фильмов была характерна абсурдность, экспрессия, гротескность, граничащая с кичем, национальный колорит. Характерные фильмы для этого периода — «Чудо невиданное» (Cudo nevidjeno, 1984, реж. Живко Николич), получивший приз Московского Кинофестиваля; «Октоберфест» (1987), «Как закалялась сталь», «Обманчивое лето 1968» Паскалевича о событиях Пражской весны а также фильмы наиболее прославившегося режиссёра Югославии — Эмира Кустурицы.
Югославская мультипликация "социалистического" периода - это вообще мировое культурное явление. К сожалению достойно видеть и оцениваьт его могли лишь специалисты, ибо слишком авангардная для нашей бывшей идеологической машины югославская анимация была весьма скудно представлена на телеэкранах и киноэкранах СССР.
Мировую известность завоевала т. н. "загребская школа мультипликации", возникшая в нач. 50-х гг. на базе сатирического киножурнала "Kerempuh". В 1956 была орг. студия "Загреб-филм". Среди лучших работ студии - фильмы Вукотича, Мимицы, Б. Довниковича-Бордо, Н. Драгича, Б. Колара, А. Заниновича, П. Шталтера, А. Маркса и В. Ютриши. Загребская школа провозгласила решительный отказ от коммерческого, развлекательного анимализма диснеевской школы, от канонов лит. мультипликации. Наибольших успехов она добилась в нач. 60-х гг., когда фильм Вукотича "Суррогат" был отмечен пр. "Оскар". К кон. 60-х гг. ведущие мастера "загребской школы" Вукотич и Мимица всё чаще обращаются к игровому кино. Основную продукцию студии составляют многосерийные коммерч. м/ф, снятые совместно с зарубежными фирмами.
Однако опыт "загребской школы" становится как бы фундаментом общеюгославской мультипликации. Возникают мультстудии и в др. республиках; среди них студия "Вардар-филм", объединившая группу талантливых македонских художников: П. Глигоровского, Д. Марковича, Б. Пейчинова.

Гойко Митич:
У многих советских зрителей югославский кинематограф во многом ассоциируется с актёром Гойко Митичем, снявшимся в роли индейцев в нескольких фильмах производства ГДР. Благодаря этим ГеДеэРовским фильмам Митич был фантастически знаменит и обожаем в СССР, хотя никогда не был подобно популярен у себя на родине.
Его звезда взошла, когда бум тарзаномании 50-х давно прошел, а новые тарзаны (в том числе "дутые") еще не народились. Когда Арни Шварценеггер качал мышцы, не помышляя о кинокарьере, а Слай Сталлоне зарабатывал вышибалой в ресторане. Пьедесталом супермена безраздельно владел Гойко Митич ― югослав с рельефным торсом и бесстрастным, насквозь прожигающим взглядом. "Чингачгук ― Большой Змей", "Белые волки", "След Сокола"... ― эти фильмы имели магическое воздействие на зрителей. Голливудская критика обвиняла их создателей, и Гойко в частности, в искажении американской истории. На самом деле янки просто завидовали тому, что столь правдоподобный герой родился в "соцлагере". А не где-нибудь в резервации Аризоны.
Он плавал, как рыба, вытворял пируэты на лодке-пироге, одним мощным рывком вскакивал со спины на ноги, стрелял из лука и из ружья, хорош был в рукопашном бою, длинным легким движением почти без помощи рук взлетал на коня (этого не умел делать и Пьер Брис), держался в седле, как влитой, лазал по деревьям, как кошка, и по скалам ― как ящерица, перепрыгивал с мчащегося поезда на горячего скакуна... А в "Белых волках" даже поиграл с огнем ― подброшенной в воздух динамитной шашкой ― на манер товарища Сухова (неизвестно, кто у кого позаимствовал трюк, фильм "Белое солнце пустыни" вышел в том же 1969-м). "За всю жизнь я не получил ни одной травмы, ― годы спустя признавался Митич. ― Самым сложным трюком для меня было курение трубки мира. Ведь я отродясь не курил".
В 1964 году восточногерманская кинокомпания DEFA выпустила свой первый Indianerfilme с Гойко Митичем в главной роли ― "Сыновья Большой Медведицы" по роману того же Мая. Картину снимал чех Йозеф Мах ― в горах Югославии. Лента получилась добротной и имела резонанс далеко за пределами социалистического лагеря. Так, например, она спровоцировала массовые беспорядки среди индейцев племени сиу в Южной Дакоте, на усмирение которых властям штата понадобился месяц. После этого вестерны ГДР были запрещены в Америке и названы "тщательно спланированной акцией СССР против США". Западногерманский журнал Spiegel съязвил по этому поводу: "Митич играет не по Карлу Маю, а по Карлу Марксу".
Впрочем, уже второй фильм, "Чингачгук ― Большой Змей", был снят по книге Фенимора Купера "Зверобой". Затем последовали "Оцеола" по Майн Риду, "След Сокола", "Белые волки"... ― восточно-германские вестерны (если вообще возможно такое сочетание) выходили один за другим. К их созданию привлекались актеры едва ли не из всех социалистических стран (к слову, в этих лентах прославилась Барбара Брыльска). Столь же многообразны были и места съемок. Так, горы Аризоны "снимались" в Карпатах, субтропики Флориды ― в Грузии, бескрайние прерии ― в монгольских степях, реку Рио-Гранде заменял румынский Дунай, а священный город индейцев Типпеканоэ для съемок "Текумзе" был выстроен из фанеры вблизи Ялты. Но самая замечательная история связана с созданием картины "Апачи" ― когда под Самаркандом была оборудована мексиканская пустыня Чиуауа, а в индейской массовке преобладали лица узбекской национальности из местного колхоза "Навои".
За тридцать пять лет он снялся в чертовой дюжине Indianerfilme студии DEFA. К началу 80-х интерес к этому жанру угас, да и Митич, прямо скажем, не стал моложе... Он вел детскую спортивную передачу на немецком ТВ, снимался в сериалах, поставил несколько детских картин, работал в театре. В его послужном списке более 60 ролей ― от космонавта Терри в фантастической ленте "Приключение в открытом космосе" до головореза Фабиана в экранизации пьесы Гюго "Мария Тюдор", от советского маршала Соколовского в драме о восстании 1953 года в ГДР до американского писателя Артура Миллера. Что касается театральных ролей, то это Спартак, Робин Гуд, Д'Артаньян...

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 07 фев 2012, 16:41
baruch
Если уж зашла речь о Гойко Митиче, то надо упомянуть много
серийный фильм, опять-таки производства ГДР "Архив смерти"
на военную тематику. Там же сыграла и Барбара Брыльска (для
меня она, как была, так и останется Надей из "Иронии судьбы")

Re: Экран друзей

СообщениеДобавлено: 07 апр 2012, 16:27
Walther
Еще был болгарский сериал "Нас много на каждом километре", потом "Хан Аспарух", "Козий рог".
У югославов запомнился "По следу тигра" (бэлла чао)