Поручик писал(а):Раньше, когда в школах учили детей писать чернильными ручками(пером) - даже предмет назывался "чистописание" - вот тогда почерк у большинства ставился почти каллиграфический
Не надо идеализировать.
Больше половины писали, потом, "как курица лапой". Красивые почерки были у единиц. Но в любом случае - намного лучше современного "безотрывного и безнажимного" письма.
А лучше писали потому, что перьевой ручкой (с обычным пером) особо не разгонишься. Переходили на перья "Рондо" и вот тут в полной мере проявлялся почерк. А чернильная авторучка вообще, из-за возможности быстро писать, быстро "отучала" от красивого почерка даже тех, у кого он был идеальным. Но появлялась "красота" скорописи у них. По крайней мере их письмо выглядело красивым по сравнению с каракулями других.
И еще одно положительное было в старой школе: никого в детских садах не учили писать(и читать), а потому все воспринималось внове и было интересно. Те же в классе, кто уже знал буквы и мог хотя бы палочки и крючки с овалами писать, откровенно скучали, отвлекались и отвлекали других. А потом, как правило, отставали от других, считая,что они и так все знают и способнее прочих.
И еще хочется сказать, что школа многое потеряла, отказавшись от старой "гимназической" формы. Помню, с какой завистью смотрели мальчишки на форму школьника, а пойдя в школу сами снисходительно смотрели на "мелюзгу"-дошколят. Гимнастерка, ремень с пряжкой и фуражка с кокардой все-таки очень дисциплинировали школьников.
Эх... Где та форма, портфели, чернильницы и пеналы....