Записки из 1976 г.
Добавлено: 06 авг 2015, 21:38
Отыскал в своём архиве студенческие записки 1976-го года.
Они начинаются с путешествия в Новгород (к бывшему сослуживцу Кирсанову), а затем – в Закарпатье (ну, особой разницы в той единой стране не было). Приведу некоторые выдержки с минимальными комментами.
Мальчишник в Новгороде (с 16 по 21 июля 1976 г.)
«В Новгороде мы с Эженом были в первый раз, и еле нашли мастерскую Кирсаныча на задворках Ленинградского пр. Дверь оказалась открытой. Кирсаныч лежал на диване лицом вниз в позе Теха´аманы с картины Гогена «Манау Тупапау».
- Да он, кажется, пьян в стельку! – сказал Эжен.
- Просто работал всю ночь, - недовольно пробурчал художник, открывая сонный глаз. Но, узнав меня, замычал обрадовано: Виктоор! Ты? Ну, порадовал, бармалей старый!
Обнялись. Я представил Эжена (который тут же выгрузил из портфеля пару бутылок водки) и предложил торжественное возлияние по поводу встречи. Кирсаныч охотно показывал картины…»
(следует описание картин)
«В портретах – та же навязчивая попытка трактовать лица, как поверхность, пейзаж или часть пейзажа, не всегда выглядит оправданной. Лучше других «Автопортрет с яблоками» и «Портрет Зои», написанный, очевидно, в пору счастливой семейной жизни.
- Вы хоть видитесь? – осторожно спросил я.
- Иногда, - неохотно отвечал Кирсаныч. – Но, как говаривал старик Кьеркегор, гений и женщина есть вещи несовместные.
- А ты ничего не путаешь? – насторожился Эжен. – Как же Рембрандт и Саския? Дали и Гала?
- Женщина, конечно, может быть музой. Но не жена. Либо семейная жизнь, либо творческая. Приходится выбирать. Зато сейчас диплом получил за выставку и принят на IV курс университет. Заочно.
Я отвечал, что и для меня эти три года после армии прошли не без пользы. Успел побывать студентом ЛГУ, почитать Соловьёва и Бердяева, Достоевского и Солженицына, посмотреть Тарковского, а самое главное – принять святое Крещение. Конечно, церковным человеком меня ещё нельзя назвать, но всё впереди.
- А к Церкви-то тебя кто, Петрович, приучает?
- Ну да. Он мой крестный отец.
- Ишь, старый крокодил! Духовным отцом заделался… - пробурчал Кирсаныч, откупоривая бутылку. – Чего ж сам-то с вами не приехал?
- С работы не отпустили.
……………………………………………………………………………………………
Приговорив бутылки, мы с Кирсанычем решили проветриться и посмотреть новгородскую старину. Но Эжена пришлось оставить в мастерской. Его так развезло, что тащить с собой было опасно.
- Что-то слабоват твой друг, - ворчал Кирсаныч. – Небось, гуманитарий?
- Просто ещё не привык к богемным дозам.
Болтая таким образом, мы дошли до центра.
- Так вот он каков – ваш новгородский Кремль! – воскликнул я.
- Протри глаза, историк хренов! – скривился Кирсаныч. – Это же типично московская крепостица конца XV века! Её уже после погрома построили, когда ваш Иван тут всё разорил. А наш-то детинец Мстиславов был южнее - вон там, между Дворцовой и музеем. Вон видишь Андрея Стратилата? Вот там раньше и была наша дубовая Иоакимовская София о тринадцати верхах.
- Что-то вроде Кижей?
- Да никто толком не знает. Сгорело же всё.
Выходим на Соборную площадь. Посреди неё громадный монумент, окружённый бронзовыми фигурами и увенчанный ангелом с крестом, который благословляет молодую прекрасную женщину. Слева – ещё более монументальный массив Софийского собора с мощно выступающими лопатками, щипцами и фронтонами, с тесно прижатыми друг к другу пятью богатырскими главами, из которых центральная тускло поблёскивает золотым шлемом.
- Мне особенно нравится, что собор наш посвящён небесной художнице мира, - говорит Кирсаныч. – Здесь всё синтезируется. Смотри! Есть даже кусочек католицизма – Магдебургские врата.
- Ого! Целый скульптурный иконостас! И какие лица! Особенно вот этот хорош!
- Риквин? Да это его работа и есть. Стильный был мастер. Смотри, какой он Адаму нос еврейский сделал!
- Да, чисто семитский тип. Прямо натурализм…
Ну, пойдём теперь к памятнику. Это, старик, всё первое тысячелетие России. Вот отсюда его надо смотреть – напротив Рюрика со щитом. Тогда ангел как бы выходит из Софии и благословляет замысел Божий о России. Тут, видишь, главное – идея композиции. Это же по форме вечевой колокол – символ нашей новгородской вольности. А подойдёшь поближе – держава московского царя. Тут тоже два наших начала синтезируются - тяга к свободе и державный московский империализм. Отсюда и вся история наша в виде ключевых фигур: Рюрик, Владимир, Дмитрий Донской, Иван, Пётр…
Медленно обходим памятник.
- Вот этот фриз церковных деятелей для тебя, конечно, наиболее интересен. Сначала, разумеется, Кирилл с Мефодием, опять Владимир с бабкой, Авраамий Ростовский, Антоний и Феодосий Печерские… А вон какой Нестор-летописец готический!
- Ага, как у Барлаха. А эти кто?
- Не помню уже. Это Рябов всех помнит. Он с нами тут семинар проводил.
- Историк? – встрепенулся я.
- Нет, тоже художник. Очень мощный дядька. Интеллектуал. Да я вас познакомлю - завтра, наверное.
Подошли интуристы и экскурсовод заученно замяукала по-английски.
- Не забыл ещё Englisch, которым в армии объедался? – лукаво улыбнулся Кирсаныч.
- Понимаю, но не всё… Да она чушь всякую говорит: 109 горельефных фигур, высота 16 метров, общий вес…
- Ну да, сейчас кто-нибудь спросит: «Сколько стоит?» Они ж тупые, не рубят ни х… в нашей духовности. Только цифры, да деньги считать умеют.
Я тоже почувствовал неприязнь к тупым англо-саксам, которые ничего не понимают в нашей духовности, а между тем, оттесняют нас от памятника».
Коммент: Этот разговор двух подвыпивших гуманитариев «о духовности» почти пародиен. Ибо они принципиально не хотят принимать учения Маркса о том, что людей делают «тупыми» экономические условия. Сейчас и наши соотечественники по «тупости» ни чем не отличаются от англо-саксов. Но тогда в это просто невозможно было поверить.
Добавлено спустя 20 минут 19 секунд:
«Из Кремля выходим на песчаный пляж Волхова, где вдоль воды бродят босиком лупоглазые новгородские девчонки. За рекой, на другом берегу – белокаменная аркада и сплошной лес куполов. Это знаменитый Тог Ярославова дворища.
- Благодать-то какая! – вздыхаю я.
- Да, красиво, - щурится Кирсаныч. – Вот то, самый высокий, Николо-Дворищенский собор Великого Мстислава. Левее – Пятницкая и Успенская церкви. А справа – что-то позднее… Сейчас вспомню… Эй, девушка! Это что у тебя в руках беленькое? Не определитель Каргера?
- Не, это Франтишек Грубин. Стихи. А ты что хотел?
- Да вот эта церковка справа от собора…
- Эта? Жён-мироносиц, - улыбается девушка.
- Неужели Жён-мироносиц! – ахаю я.
- Ага. Нам тоже нравится. Хорошее название, правда?
- Может, ты и в Бога веруешь?
- Не отрицаю, - отвечает она, задорно откидывая со лба волосы.
- Сама-то, как Терина, стройная и босоногая, - думаю я. - Или как одна из жён-мироносиц. Не отрицает… Знаешь, Кирсаныч, иногда мне кажется, что они все уже готовы. Только настоящий проповедник ещё не явился, который бы на их языке говорил и обращал.
- Да зачем их обращать? – удивляется Кирсаныч, направляясь к крепостному валу. – Нормальные же девчата.
- Если девчата все нормальные, откуда берутся плохие жёны? Оттого, что вертикали им не оставлено.
- Брось! Женщина горизонтальна – образ земли-матушки. Допустим, обратятся они, нацепят старушечьи платки, станут креститься на каждом углу. Чем это лучше?
- Ну, это обрядовое православие уже вряд ли вернётся. Всё-таки культурный уровень не сравним. Помнишь Александра Меня. Ну, Петрович нам зачитывал…
- Да помню… Петрович тогда ещё сказал: «Новый Ориген явился». Словно Оригены – это грибы в лесу…
Пробираемся вдоль южной стены Детинца едва заметной тропинкой, петляющей меж зарослей бузины и бурьяна.
- Люблю здесь ходить с мольбертом. Вот эта башня – наша Спасская. Над ней раньше надвратная церковь была. А ворота вели на Епископскую улицу. А вот та – Княжая… А что она за книжку в руках держала?
- «Романс для корнета» Франциска Грубина. Помнишь, ещё фильм такой был чехословацкий? Шедевр поэтической школы. Я его в прошлом году смотрел. И сразу поэму прочёл. Поэма глубже. Поэма лучше. Ну, философичнее что-ли:
«Мы будем ждать, не выйдет ли навстречу,
не выйдет ли навстречу босиком –
единственная, с жаркими глазами,
с высокой грудью, в отсвете которой
не улыбнутся детские уста,
мы будем ждать…»
- Да, «Единственная», «не улыбнуться детские уста» - это точно. Я тоже её всегда так чувствовал. Помнишь, у меня и картина такая есть: она в саду, босиком, под ногами роса полумесяцем, а вокруг солнечное сияние.
- Помню: «Жена, облечённая в солнце». Но они не софийны, старина. Они обычные жёны и нужно им нечто вполне материальное. Зарплата, например. А вы, художники, с них пишите иконы. Или мистические пейзажи, как ты…
- Не надо меня учить! – обиделся Кирсаныч. – Это я художник! И пишу то, что прозреваю и чувствую. А вы все критики х…вы, только через сто лет сможете сказать: «Вот здесь у него был софийный период», «А это он трактовал, как ландшафт души» И прочую всякую х…ню. Через сто лет, не раньше!
- Ну и самомнение у тебя!
- А с другим работать невозможно. Погоди, я тебя к Рябову свожу – вот где самомнение!
- А сейчас-то мы куда идём?
- Да пивка попить. А то в голове уже ничего.
- Постой! У меня же в портфеле ещё портвейн. Пошли, пока Эжен его не вылакал!
- Не вылакал. Он спит, наверное.
Но Эжен не спал. Он полз нам на встречу на четвереньках, мотая мордой лица. Мы взяли его под руки и положили у входа:
- Бедняга! Пусть проблюётся, как следует.
- Эти протяжные рыгания, - задумчиво изрёк Кирсаныч. – напоминают мне рёв потревоженного гиппопотама.
- Ты знаешь, у Элиота гиппопотам, в конце концов, возносится в рай, опережая ханжей и святош:
«И вот гиппопотам в простор
небес вознёсся над саванной,
и ангелов незримый хор
вокруг него гремел осанной».
Добавлено спустя 1 день 2 часа 15 минут 6 секунд:
Отпуск в Закарпатье.
Отпуска тогда были шикарные – по 40-50 дней. Поехал к знакомым в, Закарпатье, И вот как среди цитат из «Братьев Карамазовых» (взятых в дорогу) и утомительного перечисления музеев и храмов описана живая встреча с местной девушкой:
«15 августа 1976 г.
Рано утром приехали к родственникам Лизы в город Тячев, находящийся на самой границе с Румынией. Василий Иванович принимал нас в своём двухэтажном особняке (плюс мансарда для дочери) и сервировал в саду такой роскошный стол, что стало ясно: это на целый день и в итоге все опять объедятся.
Я приготовился умирать от скуки, но, к счастью, дочь хозяина в нужный момент тронула меня под столом ногой и показала пальцами по скатерти, что можно смыться.
Наташа была несколько младше меня и очень недурна собой. Я сразу понял, что бродить с нею по городу не безопасно. На первом же большом перекрёстке к нам подошли трое местных парней и весьма недружелюбно осведомились, кто я вообще такой? Но слово «Ленинград» произвело на них магическое действие. После этого спрашивали только о том, что я желаю посмотреть.
- Сводите меня церковь, - попросил я.
- В православную или в католическую?
- Конечно, в католическую! Православных и у нас хватает.
В прохладном и строгом пространстве храма задумчиво гудел орган. Мы сели на стулья и я с интересом слушал музыку и смотрел на священника, который ходил вокруг стола. Вдруг все опустились на колени, и тут только я сообразил, что идёт служба, и мои новые знакомые довольно сосредоточенно молятся. Почему-то стало неловко и тоже захотелось встать рядом с Наташей (она была особенно хороша в коленопреклонённой позе). После окончания Мессы спросил у них:
- Вы разве католики?
Ребята засмеялись, а Наташа ответила вполне серьёзно:
- Конечно. Мы все католики.
Ребята продолжали смеяться и дружески похлопывали меня по плечам. Но это было уже прощанье.
Увязался с нами один только Богдан. Я предложил сходить в погребок и немножко выпить... Богдан был невыносимо скучен со своими речами о национальных интересах Украины, а Наташа, выпив немножко ликёра, раскраснелась и стала спрашивать, есть ли у меня в Ленинграде девушка. Нет? А почему? Как это «нет времени»? Я стал рассказывать о своём чудесном городе, своих православных друзьях, их жизни и увлечениях, о выставках неофициального искусства и картине Генадиева «Странник»:
- Понимаешь, что он хотел выразить? В каждом из нас живут какие-то персонажи. Не только родители, но совсем неожиданные люди. Например, новгородские стригольники или, как я сейчас понимаю, некоторые типы Достоевского. Откуда они берутся? Можно их определить или они бесконечно будут возникать просто из культурной атмосферы, которую надышали предки, так сказать, концентрироваться и выпадать в осадок?
Зрачки у Наташи вдруг стали большие и глубокие, как омуты. Она что-то зашептала Богдану, и тот послушно встал, неловко прощаясь. Мы, наконец, остались одни, выпили ещё токая и пошли гулять. Я соскучился по живому общению и хотел пофилософствовать, поспорить. Но здесь был не Питер. Наташа по-пионерски держала меня за руку и слегка краснела, здороваясь со знакомыми сверстниками.
- В чём дело? – спросил я – Почему к нам больше не подходят?
- А все уже знают, что я гуляю с тобой, - простодушно отвечала она.
- Как ты можешь жить в таких деперсонализированных условиях? – удивился я.
- Ну, как ты не понимаешь? Городок-то маленький. Здесь всё на виду, а гости из Ленинграда – целое событие. Мы к нему два дня готовились.
- Мне тоже лестно пройтись с настоящей католичкой, - нашёлся я и взял её под руку.
- Ой, что ты! Так нельзя… - испуганно зашептала она, но руки не отняла, а только стала совсем розовой и начала слегка спотыкаться.
Я вдруг почувствовал себя в каком-то старом итальянском фильме. Вот-вот выйдет из-за угла толстый папаша-сицилиец с ружьём наперевес и скажет, что мы попались. Заговорил было о фильмах Феллини и Антониони, но сразу понял, что это не вполне уместно. Потому что она думает совсем о другом под взглядами своего городка. Потому что это и есть фантазия в стиле Феллини; только я не могу понять, что происходит на самом деле, а что разыгрывается, как на сцене. Но вечером, когда уже провожали нас на поезд, Наташа вдруг коснулась губами моей щеки и шепнула на ухо:
- Я приеду!
Тогда только понял, что, кажется, переборщил. Приближалась гроза. Молнии сверкали бесшумно и тоже были какими-то театрально-бутафорскими. И всё кругом ужасно напоминало декорацию. Закарпатские грозы имеют узко локальный характер, и в Виноградове нас уже встречало чистое звёздное небо. Но далёкие трепещущие зарницы поминутно освещали мой путь».
Коммент: По приводимому тексту сейчас возникает целый ряд нелицеприятных вопросов. Почему недавний ревнитель православия вдруг устремился в католический храм? Зачем он охмуряет девушку, да ещё имеет наглость объяснять, что она интересует его не как прелестное двадцатилетнее существо, а в основном, как «настоящая католичка»?
Между тем, всё это яркие приметы конца 70-х. Отношения персонажей очень далеки от современной тотальной эротики. Никакой конфессиональной вражды ещё нет и в помине. Конфессиональные различия настолько несущественны, что даже на Западной Украине православная и католическая молодёжь знакомится запросто, с радостью узнавая друг в друге общее родство по Отцу Небесному. Да, конечно, это экуменизм. Но не современный вымученный экуменизм дежурных речей и улыбок, который в народе справедливо считается еретическим (просто потому, что он неискренен), а живое и подлинно народное единство, естественно разлитое в атмосфере эпохи. Однако, Богдан уже говорит о «национальных интересах», и католичество воспринимается, как некая самоидентичность.
Они начинаются с путешествия в Новгород (к бывшему сослуживцу Кирсанову), а затем – в Закарпатье (ну, особой разницы в той единой стране не было). Приведу некоторые выдержки с минимальными комментами.
Мальчишник в Новгороде (с 16 по 21 июля 1976 г.)
«В Новгороде мы с Эженом были в первый раз, и еле нашли мастерскую Кирсаныча на задворках Ленинградского пр. Дверь оказалась открытой. Кирсаныч лежал на диване лицом вниз в позе Теха´аманы с картины Гогена «Манау Тупапау».
- Да он, кажется, пьян в стельку! – сказал Эжен.
- Просто работал всю ночь, - недовольно пробурчал художник, открывая сонный глаз. Но, узнав меня, замычал обрадовано: Виктоор! Ты? Ну, порадовал, бармалей старый!
Обнялись. Я представил Эжена (который тут же выгрузил из портфеля пару бутылок водки) и предложил торжественное возлияние по поводу встречи. Кирсаныч охотно показывал картины…»
(следует описание картин)
«В портретах – та же навязчивая попытка трактовать лица, как поверхность, пейзаж или часть пейзажа, не всегда выглядит оправданной. Лучше других «Автопортрет с яблоками» и «Портрет Зои», написанный, очевидно, в пору счастливой семейной жизни.
- Вы хоть видитесь? – осторожно спросил я.
- Иногда, - неохотно отвечал Кирсаныч. – Но, как говаривал старик Кьеркегор, гений и женщина есть вещи несовместные.
- А ты ничего не путаешь? – насторожился Эжен. – Как же Рембрандт и Саския? Дали и Гала?
- Женщина, конечно, может быть музой. Но не жена. Либо семейная жизнь, либо творческая. Приходится выбирать. Зато сейчас диплом получил за выставку и принят на IV курс университет. Заочно.
Я отвечал, что и для меня эти три года после армии прошли не без пользы. Успел побывать студентом ЛГУ, почитать Соловьёва и Бердяева, Достоевского и Солженицына, посмотреть Тарковского, а самое главное – принять святое Крещение. Конечно, церковным человеком меня ещё нельзя назвать, но всё впереди.
- А к Церкви-то тебя кто, Петрович, приучает?
- Ну да. Он мой крестный отец.
- Ишь, старый крокодил! Духовным отцом заделался… - пробурчал Кирсаныч, откупоривая бутылку. – Чего ж сам-то с вами не приехал?
- С работы не отпустили.
……………………………………………………………………………………………
Приговорив бутылки, мы с Кирсанычем решили проветриться и посмотреть новгородскую старину. Но Эжена пришлось оставить в мастерской. Его так развезло, что тащить с собой было опасно.
- Что-то слабоват твой друг, - ворчал Кирсаныч. – Небось, гуманитарий?
- Просто ещё не привык к богемным дозам.
Болтая таким образом, мы дошли до центра.
- Так вот он каков – ваш новгородский Кремль! – воскликнул я.
- Протри глаза, историк хренов! – скривился Кирсаныч. – Это же типично московская крепостица конца XV века! Её уже после погрома построили, когда ваш Иван тут всё разорил. А наш-то детинец Мстиславов был южнее - вон там, между Дворцовой и музеем. Вон видишь Андрея Стратилата? Вот там раньше и была наша дубовая Иоакимовская София о тринадцати верхах.
- Что-то вроде Кижей?
- Да никто толком не знает. Сгорело же всё.
Выходим на Соборную площадь. Посреди неё громадный монумент, окружённый бронзовыми фигурами и увенчанный ангелом с крестом, который благословляет молодую прекрасную женщину. Слева – ещё более монументальный массив Софийского собора с мощно выступающими лопатками, щипцами и фронтонами, с тесно прижатыми друг к другу пятью богатырскими главами, из которых центральная тускло поблёскивает золотым шлемом.
- Мне особенно нравится, что собор наш посвящён небесной художнице мира, - говорит Кирсаныч. – Здесь всё синтезируется. Смотри! Есть даже кусочек католицизма – Магдебургские врата.
- Ого! Целый скульптурный иконостас! И какие лица! Особенно вот этот хорош!
- Риквин? Да это его работа и есть. Стильный был мастер. Смотри, какой он Адаму нос еврейский сделал!
- Да, чисто семитский тип. Прямо натурализм…
Ну, пойдём теперь к памятнику. Это, старик, всё первое тысячелетие России. Вот отсюда его надо смотреть – напротив Рюрика со щитом. Тогда ангел как бы выходит из Софии и благословляет замысел Божий о России. Тут, видишь, главное – идея композиции. Это же по форме вечевой колокол – символ нашей новгородской вольности. А подойдёшь поближе – держава московского царя. Тут тоже два наших начала синтезируются - тяга к свободе и державный московский империализм. Отсюда и вся история наша в виде ключевых фигур: Рюрик, Владимир, Дмитрий Донской, Иван, Пётр…
Медленно обходим памятник.
- Вот этот фриз церковных деятелей для тебя, конечно, наиболее интересен. Сначала, разумеется, Кирилл с Мефодием, опять Владимир с бабкой, Авраамий Ростовский, Антоний и Феодосий Печерские… А вон какой Нестор-летописец готический!
- Ага, как у Барлаха. А эти кто?
- Не помню уже. Это Рябов всех помнит. Он с нами тут семинар проводил.
- Историк? – встрепенулся я.
- Нет, тоже художник. Очень мощный дядька. Интеллектуал. Да я вас познакомлю - завтра, наверное.
Подошли интуристы и экскурсовод заученно замяукала по-английски.
- Не забыл ещё Englisch, которым в армии объедался? – лукаво улыбнулся Кирсаныч.
- Понимаю, но не всё… Да она чушь всякую говорит: 109 горельефных фигур, высота 16 метров, общий вес…
- Ну да, сейчас кто-нибудь спросит: «Сколько стоит?» Они ж тупые, не рубят ни х… в нашей духовности. Только цифры, да деньги считать умеют.
Я тоже почувствовал неприязнь к тупым англо-саксам, которые ничего не понимают в нашей духовности, а между тем, оттесняют нас от памятника».
Коммент: Этот разговор двух подвыпивших гуманитариев «о духовности» почти пародиен. Ибо они принципиально не хотят принимать учения Маркса о том, что людей делают «тупыми» экономические условия. Сейчас и наши соотечественники по «тупости» ни чем не отличаются от англо-саксов. Но тогда в это просто невозможно было поверить.
Добавлено спустя 20 минут 19 секунд:
«Из Кремля выходим на песчаный пляж Волхова, где вдоль воды бродят босиком лупоглазые новгородские девчонки. За рекой, на другом берегу – белокаменная аркада и сплошной лес куполов. Это знаменитый Тог Ярославова дворища.
- Благодать-то какая! – вздыхаю я.
- Да, красиво, - щурится Кирсаныч. – Вот то, самый высокий, Николо-Дворищенский собор Великого Мстислава. Левее – Пятницкая и Успенская церкви. А справа – что-то позднее… Сейчас вспомню… Эй, девушка! Это что у тебя в руках беленькое? Не определитель Каргера?
- Не, это Франтишек Грубин. Стихи. А ты что хотел?
- Да вот эта церковка справа от собора…
- Эта? Жён-мироносиц, - улыбается девушка.
- Неужели Жён-мироносиц! – ахаю я.
- Ага. Нам тоже нравится. Хорошее название, правда?
- Может, ты и в Бога веруешь?
- Не отрицаю, - отвечает она, задорно откидывая со лба волосы.
- Сама-то, как Терина, стройная и босоногая, - думаю я. - Или как одна из жён-мироносиц. Не отрицает… Знаешь, Кирсаныч, иногда мне кажется, что они все уже готовы. Только настоящий проповедник ещё не явился, который бы на их языке говорил и обращал.
- Да зачем их обращать? – удивляется Кирсаныч, направляясь к крепостному валу. – Нормальные же девчата.
- Если девчата все нормальные, откуда берутся плохие жёны? Оттого, что вертикали им не оставлено.
- Брось! Женщина горизонтальна – образ земли-матушки. Допустим, обратятся они, нацепят старушечьи платки, станут креститься на каждом углу. Чем это лучше?
- Ну, это обрядовое православие уже вряд ли вернётся. Всё-таки культурный уровень не сравним. Помнишь Александра Меня. Ну, Петрович нам зачитывал…
- Да помню… Петрович тогда ещё сказал: «Новый Ориген явился». Словно Оригены – это грибы в лесу…
Пробираемся вдоль южной стены Детинца едва заметной тропинкой, петляющей меж зарослей бузины и бурьяна.
- Люблю здесь ходить с мольбертом. Вот эта башня – наша Спасская. Над ней раньше надвратная церковь была. А ворота вели на Епископскую улицу. А вот та – Княжая… А что она за книжку в руках держала?
- «Романс для корнета» Франциска Грубина. Помнишь, ещё фильм такой был чехословацкий? Шедевр поэтической школы. Я его в прошлом году смотрел. И сразу поэму прочёл. Поэма глубже. Поэма лучше. Ну, философичнее что-ли:
«Мы будем ждать, не выйдет ли навстречу,
не выйдет ли навстречу босиком –
единственная, с жаркими глазами,
с высокой грудью, в отсвете которой
не улыбнутся детские уста,
мы будем ждать…»
- Да, «Единственная», «не улыбнуться детские уста» - это точно. Я тоже её всегда так чувствовал. Помнишь, у меня и картина такая есть: она в саду, босиком, под ногами роса полумесяцем, а вокруг солнечное сияние.
- Помню: «Жена, облечённая в солнце». Но они не софийны, старина. Они обычные жёны и нужно им нечто вполне материальное. Зарплата, например. А вы, художники, с них пишите иконы. Или мистические пейзажи, как ты…
- Не надо меня учить! – обиделся Кирсаныч. – Это я художник! И пишу то, что прозреваю и чувствую. А вы все критики х…вы, только через сто лет сможете сказать: «Вот здесь у него был софийный период», «А это он трактовал, как ландшафт души» И прочую всякую х…ню. Через сто лет, не раньше!
- Ну и самомнение у тебя!
- А с другим работать невозможно. Погоди, я тебя к Рябову свожу – вот где самомнение!
- А сейчас-то мы куда идём?
- Да пивка попить. А то в голове уже ничего.
- Постой! У меня же в портфеле ещё портвейн. Пошли, пока Эжен его не вылакал!
- Не вылакал. Он спит, наверное.
Но Эжен не спал. Он полз нам на встречу на четвереньках, мотая мордой лица. Мы взяли его под руки и положили у входа:
- Бедняга! Пусть проблюётся, как следует.
- Эти протяжные рыгания, - задумчиво изрёк Кирсаныч. – напоминают мне рёв потревоженного гиппопотама.
- Ты знаешь, у Элиота гиппопотам, в конце концов, возносится в рай, опережая ханжей и святош:
«И вот гиппопотам в простор
небес вознёсся над саванной,
и ангелов незримый хор
вокруг него гремел осанной».
Добавлено спустя 1 день 2 часа 15 минут 6 секунд:
Отпуск в Закарпатье.
Отпуска тогда были шикарные – по 40-50 дней. Поехал к знакомым в, Закарпатье, И вот как среди цитат из «Братьев Карамазовых» (взятых в дорогу) и утомительного перечисления музеев и храмов описана живая встреча с местной девушкой:
«15 августа 1976 г.
Рано утром приехали к родственникам Лизы в город Тячев, находящийся на самой границе с Румынией. Василий Иванович принимал нас в своём двухэтажном особняке (плюс мансарда для дочери) и сервировал в саду такой роскошный стол, что стало ясно: это на целый день и в итоге все опять объедятся.
Я приготовился умирать от скуки, но, к счастью, дочь хозяина в нужный момент тронула меня под столом ногой и показала пальцами по скатерти, что можно смыться.
Наташа была несколько младше меня и очень недурна собой. Я сразу понял, что бродить с нею по городу не безопасно. На первом же большом перекрёстке к нам подошли трое местных парней и весьма недружелюбно осведомились, кто я вообще такой? Но слово «Ленинград» произвело на них магическое действие. После этого спрашивали только о том, что я желаю посмотреть.
- Сводите меня церковь, - попросил я.
- В православную или в католическую?
- Конечно, в католическую! Православных и у нас хватает.
В прохладном и строгом пространстве храма задумчиво гудел орган. Мы сели на стулья и я с интересом слушал музыку и смотрел на священника, который ходил вокруг стола. Вдруг все опустились на колени, и тут только я сообразил, что идёт служба, и мои новые знакомые довольно сосредоточенно молятся. Почему-то стало неловко и тоже захотелось встать рядом с Наташей (она была особенно хороша в коленопреклонённой позе). После окончания Мессы спросил у них:
- Вы разве католики?
Ребята засмеялись, а Наташа ответила вполне серьёзно:
- Конечно. Мы все католики.
Ребята продолжали смеяться и дружески похлопывали меня по плечам. Но это было уже прощанье.
Увязался с нами один только Богдан. Я предложил сходить в погребок и немножко выпить... Богдан был невыносимо скучен со своими речами о национальных интересах Украины, а Наташа, выпив немножко ликёра, раскраснелась и стала спрашивать, есть ли у меня в Ленинграде девушка. Нет? А почему? Как это «нет времени»? Я стал рассказывать о своём чудесном городе, своих православных друзьях, их жизни и увлечениях, о выставках неофициального искусства и картине Генадиева «Странник»:
- Понимаешь, что он хотел выразить? В каждом из нас живут какие-то персонажи. Не только родители, но совсем неожиданные люди. Например, новгородские стригольники или, как я сейчас понимаю, некоторые типы Достоевского. Откуда они берутся? Можно их определить или они бесконечно будут возникать просто из культурной атмосферы, которую надышали предки, так сказать, концентрироваться и выпадать в осадок?
Зрачки у Наташи вдруг стали большие и глубокие, как омуты. Она что-то зашептала Богдану, и тот послушно встал, неловко прощаясь. Мы, наконец, остались одни, выпили ещё токая и пошли гулять. Я соскучился по живому общению и хотел пофилософствовать, поспорить. Но здесь был не Питер. Наташа по-пионерски держала меня за руку и слегка краснела, здороваясь со знакомыми сверстниками.
- В чём дело? – спросил я – Почему к нам больше не подходят?
- А все уже знают, что я гуляю с тобой, - простодушно отвечала она.
- Как ты можешь жить в таких деперсонализированных условиях? – удивился я.
- Ну, как ты не понимаешь? Городок-то маленький. Здесь всё на виду, а гости из Ленинграда – целое событие. Мы к нему два дня готовились.
- Мне тоже лестно пройтись с настоящей католичкой, - нашёлся я и взял её под руку.
- Ой, что ты! Так нельзя… - испуганно зашептала она, но руки не отняла, а только стала совсем розовой и начала слегка спотыкаться.
Я вдруг почувствовал себя в каком-то старом итальянском фильме. Вот-вот выйдет из-за угла толстый папаша-сицилиец с ружьём наперевес и скажет, что мы попались. Заговорил было о фильмах Феллини и Антониони, но сразу понял, что это не вполне уместно. Потому что она думает совсем о другом под взглядами своего городка. Потому что это и есть фантазия в стиле Феллини; только я не могу понять, что происходит на самом деле, а что разыгрывается, как на сцене. Но вечером, когда уже провожали нас на поезд, Наташа вдруг коснулась губами моей щеки и шепнула на ухо:
- Я приеду!
Тогда только понял, что, кажется, переборщил. Приближалась гроза. Молнии сверкали бесшумно и тоже были какими-то театрально-бутафорскими. И всё кругом ужасно напоминало декорацию. Закарпатские грозы имеют узко локальный характер, и в Виноградове нас уже встречало чистое звёздное небо. Но далёкие трепещущие зарницы поминутно освещали мой путь».
Коммент: По приводимому тексту сейчас возникает целый ряд нелицеприятных вопросов. Почему недавний ревнитель православия вдруг устремился в католический храм? Зачем он охмуряет девушку, да ещё имеет наглость объяснять, что она интересует его не как прелестное двадцатилетнее существо, а в основном, как «настоящая католичка»?
Между тем, всё это яркие приметы конца 70-х. Отношения персонажей очень далеки от современной тотальной эротики. Никакой конфессиональной вражды ещё нет и в помине. Конфессиональные различия настолько несущественны, что даже на Западной Украине православная и католическая молодёжь знакомится запросто, с радостью узнавая друг в друге общее родство по Отцу Небесному. Да, конечно, это экуменизм. Но не современный вымученный экуменизм дежурных речей и улыбок, который в народе справедливо считается еретическим (просто потому, что он неискренен), а живое и подлинно народное единство, естественно разлитое в атмосфере эпохи. Однако, Богдан уже говорит о «национальных интересах», и католичество воспринимается, как некая самоидентичность.