Еще не кончился июль, но понемногу портящаяся погода невольно заставляет вспомнить осень, и даже уже немножко хочется осенних дней. Странно? Ничего странного, - художнику всегда хочется обновления картины перед глазами.
Люблю тихие сентябрьские вечера, неспешные прогулки вечерами по тенистым аллеям, красные гроздья рябин среди темно-зеленой листвы, едва тронутой новой - осенней - раскраской. - Сколько в этой картине умиротворения и покоя!
В сентябре неизбежно обращаешь внимание на снова появившихся школьников с портфелями, на их игры, разговоры, беготню… И нахлынут воспоминания о том, как ты сам был таким же школяром, только в совершенно другую эпоху, отличную от нынешней как небо отличается от земли.
Солнечный и теплый сентябрьский день. Ты идешь в школу с портфелем в новенькой форме серого цвета (до синей формы еще далеко!), идешь по яблоневой аллее длинной улицы, мимо заводского сада с гигантскими тополями, мимо плотины и пруда, по старинным улицам, мимо домов, непохожих один на другой. Как я не завидую тем, кто живет в среде безлико-одинаковых бетонных коробок домов-близнецов.
И вот - здание школы, такое знакомое и родное. Это не то же самое, что нынешние типовые школы в «стиле» (если это можно назвать «стилем») голого функционализма. Наша школа была украшена пилястрами на фасаде, великолепным декоративным фронтоном, рустовкой первого этажа, лепниной в простенках. Полы покрывал паркет, мы не заряжались вредным статическим электричеством, бегая по линолеуму. Потолки были высокие, коридоры были похожи на торжественные залы благодаря паркету, рядам люстр на потолках, картинам масляной живописи на стенах. Само здание стояло не как одинокий пень на пустыре, подобно многим нынешним, а все утопало в зелени разбитых скверов вокруг.
Пользуясь теплыми днями, во дворе девчонки играют в «классики», прыгая по начерченным мелом клеткам на асфальте. Парни носятся как сумасшедшие, или, сбившись в компании, обсуждают, стоя в тени еще зеленых деревьев, какие-то свои пацаньи дела, выясняют отношения или договариваются о чем-то. Все ждут звонка, чтобы хлынуть внутрь здания и занять свои места за партами.
Хорошо, если сегодня в расписании такой интересный урок, как природоведение (если ты в четвертом классе, - занимались мы тогда по незабываемому учебнику Скаткина «Природоведение») или урок по учебнику «Рассказы из истории нашей Родины». А если ты только еще в третьей классе, а то и вовсе еще во втором, то с какой завистью и тоской смотришь на парня, что на год-два старше, пробегающего по солнечному двору со «Скаткиным» подмышкой мимо тебя! - счастливчики! - они уже доросли до самых интересных уроков!
А как нам нравились уроки физкультуры, проходившие теплыми сентябрьскими днями на улице, на спортивной площадке за школой! Вот мы делаем гимнастические упражнения - вдох-выдох, разные наклоны, то садимся прямо на траву, то бегаем по кругу вокруг центральной площадки. Время от времени отдыхаем, развалившись на траве под молодыми березками, растущими тут же за школой рядом с площадкой. Или сидим на скамейках у невысокого заборчика вдоль сквера с березками.
Каким уютными были наши классы! Мы в них не просто учились, мы в них буквально жили. Здесь протекала интересная классная и внеклассная жизнь. Можно сказать, школа была чем-то вроде еще и клуба, я бы даже сказал - второго дома. На переменах надо было сделать тысячу дел - поговорить с приятелями, поменять книги в библиотеке, что-то спросить у учителя, да просто набегаться вволю.
А главное - какими человечными были наши учителя! Таких сейчас видишь только в старых фильмах про советскую школу, в правдивость которых веришь, потому что сам был свидетелем, что именно такой школа и была. А вот в жизни таких людей, уже пребывающих в преклонном возрасте, встречаешь в редчайших случаях, когда повезет встретить учителя тех лет и той закалки. Таких учителей перемены времени, к счастью, не касаются, не ломают, не меняют, как и нас, воспитанных ими.
Те годы вспоминаю с упоением. Жаль тех, кто этого не имел, а имел казенную обстановку в школе, учителей-«держиморд», неинтересно и бездарно проводимые уроки, скучные учебники, написанные безвестными бездарностями пошлые книги-фэнтези. Тех, чьи «духовные ценности» не поднимались выше шмоток, компьютерных игрушек, «приставок» и прочей ерунды, кто имел продажных «друзей», в которых уже лишь слабо угадывалось что-то живое, человеческое (смело пишу «продажных», потому что многие уже с постсоветской эпохи оценивают жизнь и окружающих людей исключительно по принципу «купи-продай» и «что я могу с этого поиметь?»).
У нас все было не так. Хотите - верьте, хотите - нет. Хотите - завидуйте, хотите, в противовес нахваливайте свою школу времен развала СССР, а то и позже. Я знаю, о чем пишу. Пишу, к счастью, правду, а не просто сочиняю.
Добавлено спустя 6 минут 6 секунд:Порывшись в архивах, нашел старые общие тетради своих более старших родственников. Все школьники всегда черкались, рисовали что-то в своих тетрадках. И я не был исключением. И мои старшие родственники, учившиеся в 50-х - начале 60-х годов - тоже. Вот их-то некоторые рисунки (специально не выбирал, брал первые попавшиеся, уж какие сохранились) я и вытаскиваю на свет. Совершенно бесхитростные, если не сказать, что вообще банальные по характеру, ни на что не претендующие почеркушки, сделанные еще чернилами, которыми писали тогда, но главное - подлинные, они чуть-чуть приближают нас ко времени, более, чем полувековой давности.
- f.JPG (56.6 KiB) Просмотров: 1730