Журнал Радио №2 за 1953 год
Появление
ПРОЕКЦИОННОГО телевизора
Последней моделью, в серии телевизоров ''Ленинград'' стал
проекционный телевизор Ленинград ''Т-6''. Он был выпущен
небольшой серией в середине 1951 года заводом имени Ко-
зицкого. Новый телевизор Ленинград ''Т-6'' явился симбио-
зом предыдущих моделей, телевизора Ленинград ''Т-2'' и Ле-
нинград ''Т-3'' поэтому все технические параметры телевизо-
ра - Ленинград ''Т-6'' практически соответствуют названным
телевизорам. В телевизоре применён кинескоп 31ЛК1Б, а в
откидыващейся верхней крышке вмонтировано слегка уве-
личивавшие зеркало, в котором отражалось изображение.
Акустическая система аналогична применённой в телевизо-
ре Ленинград ''Т-3'' но выполнена в несколько уменьшенном
варианте, что почти не сказалось на качестве звучания. Ос-
новные и вспомогательные ручки для управления телевизо-
ром управления находятся сверху под крышкой. При откры-
вании верхней крышки, телевизор автоматически включал-
ся в электрическую сеть и наоборот. Габариты проекционно-
го телевизора ''Т-6'' - 1050х880х500 мм, а масса около 78 кг.
В те послевоенные годы разнобой в мировых стандартах поражал воображение. Британцы, например, долгое время держались системы разложения на 405 строк. Автором этого стандарта, между прочим, выступил уроженец Пинска Исаак Шоэнберг, который служил главным инженером русской компании "Маркони" в Санкт-Петербурге, а в 1914-м эмигрировал в Англию.
Французы тоже избрали свой путь, оказавшийся, впрочем, тупиковым. Изначально предполагалось, что стандартом французского телевидения станет система разложения на 1000 строк (автор идеи - Рене Бартелеми (Rene Barthelemy)). Однако Анри де Франс (Henri Georges de France, впоследствии - разработчик SECAM) предложил разложение на 819 строк при полосе сигнала 10,5 МГц. Новый стандарт заработал в 1950 г. Через 15 лет французы все же приняли стандарт 625/50, хотя и продолжая еще лет двадцать поддерживать старую систему разложения, пока устаревшие модели телевизоров окончательно не были выброшены в утиль.
В США в начале 30-х годов появилась система разложения на 343 строки, созданная Зворыкиным; в 1935 году с ее использованием в Нью-Йорке началось регулярное вещание. В 1937 году Штаты перешли на стандарт 441/50, а в 1941 - на 525/60 (он же стандарт NTSC).
Однако победили иные мировые стандарты - 525/60 и 625/50. Оказалось, что даже более высокая четкость (которую, в частности, демонстрировала французская система) не является гарантом успешности стандарта. Добавим лишь, что система разложения на 625 строк легла в основу двух ведущих стандартов - PAL и SECAM.
Единение в цвете
В 50-х также развернулась работа по внедрению цветного телевидения, автором которого еще в 1928 году выступил Зворыкин. Однако реализация идеи запоздала, чему причиной стали и военные годы. Первый коммерческий цветной телевизор удалось в 1954 году представить RCA. Модель обладала 15-дюймовым экраном.
В СССР цветные телепередачи принимали телевизоры "Радуга" с вращающимся светофильтром.
- Радуга
Но эти приемники требовали расширения спектра видеочастот, а потому были несовместимы с уже работающей системой черно-белого телевидения. По этой причине в 1956 году лаборатория Ленинградского электротехнического института связи имени М. А. Бонч-Бруевича (руководитель - П. В. Шмаков) создала систему цветного телевидения с одновременной передачей цветов. Первая передача нового цветного телевидения была осуществлена в январе 1960-го с опытной станции вышеназванного института.