AlexZ писал(а):Была у Семёнова и неплохая книга "ТАСС уполномочен заявить", и фильм одноимённый. Как-то ляпы искать и не хотелось.
Фильм замечательный, как впрочем и роман Юлиана Семенова. Впервые я посмотрел этот фильм в 1984 году, когда был еще школяром. Очень понравился своей необычностью, непохожестью на другие "шпионские" кинокартины, ведь практически весь фильм выстроен на диалогах героев и как таковых активных действий в нем не очень много. Меня даже в школьное бытие это обстоятельство не напрягало, диалоги нравились. А какие прекрасные актеры играют, настоящие ЗВЕЗДЫ , без кавычек! В наши дни, конечно, этот Фильм смтришь уже другими глазами. Но в отличие от современных "стрелялок-догонялок", на фоне современных сериалов он кажется шедевром. Этот, по-своему, уникальный телефильм хочеться пересматривать по несколько раз, хотя-бы для того, чтобы еще раз насладиться игрой наших любимых актеров .
В большинстве сюжетных линий фильм почти документален. Реальны и "Трианон"( на самом деле - Александр Огородник), советник Лунс(в реальности была женщина - сотрудник посольства США, агент ЦРУ Марта Петерсен) и другие. Большинство материалов писателю было передано с разрешения Ю.В. Андропова.
Фильм сделан вполне добротно, хотя и без того блеска, каким отличались "Семнадцать мгновений весны". Действительно, как отметил Алексей А, и слишком политизирован, и тенденциозен, порой затянут и нудноват. Я хорошо помню начало 80-х годов. Очередное обострение "холодной войны", пресса переполнена антиамериканской и антизападной риторикой. Юлиан Семенов был не только очень талантливым писателем-детективщиком, тонким разработчиком образов и сюжетных ходов, и страстным любителем тайн, но и тонким конъюнктурщиком, всегда точно улавливал "текущий момент". Атмосфера тех лет чувствуется и в романе, и в фильме. И, конечно же, агент ЦРУ Глэбб очень демонизирован. Элеонора Зубкова очень эффектна в роли Пилар, настоящая женщина-вамп. А наиболее врезался в память Георгий Юматов в маленькой роли Айвена Белью - Ивана Белого. Трагическая роль бедолаги-эмигранта сыграна потрясающе. Борис Клюев в роли Дубова("Трианона") мне импонирует, очень хорошее у него вышло попадание в типаж. Да почти все актеры сыграли на очень хорошем уровне. Есть некоторые сомнительные моменты в игре и типажах, но о них ниже.
Вообще фильм поневоле начинаешь сравнивать с "Семнадцатью мгновениями весны", и первым делом, конечно, из-за Вячеслава Тихонова. Штирлиц эмоций почти не показывал, а вот Константинов - тот обладает более мягким, как мне кажется, характером, общителен, очень дружелюбен с подчинёнными, много шутит ("Как будем называть Дубова?" - "Дубов... Дуб... Лес... Давайте - "Лесник"." - "Лесники - люди хорошие. Не обидятся?... Но мы им не скажем").
Славин, как мне показалось по книге, значительно старше, нежели показан в фильме. Там он немолод, так как является участником войны. Кстати, из фильма полностью убрана лирическая часть - письма, которыми Славин обменивается с женой. Она порядком моложе его, и это лишь добавляет интереса к их эпистолярному диалогу. Фильму лирической линии явно не хватает.
Не хватает эпизода с освобождением Славина из тюрьмы. В финале романа есть эпизод, когда Славину, как только тот входит в свой номер, звонит Глэб и жизнерадостно (явно через силу) рокочет в трубку: "Не хотите ли встретиться с простым американским безработным?" Этим диалогом в романе ставится эффектная точка, а вот у фильма такой точки нет. Зато в виде компенсации прибавлен эпизод задержания американского дипломата на железнодорожном мосту, которая полностью написана для фильма, тогда как в романе задержание обозначено лишь одной фразой.
Критических замечаний к фильму у меня есть не много, причем технические детали, грубо наложенный грим на темнокожих полицейских (Стау и др.) и еще некоторые подобные я всегда игнорирую, а вот игра актеров, т.е. действия некоторых персонажей мне явно кажутся не типичными, малоубедительными и даже обескураживающими. Я конечно понимаю, что режиссеру хотелось (по просьбе «органов»). Показать «органы» с максимально добрым человеческим лицом, однако очень уж удивляло меня и моих сверстников в 1984-м и далее, так это поведение Вронской (любовницы Дубова) в кабинете генерала контрразведки Константинова (на самой Лубянке !!!), пришла она в сию контору и выкобенивается там как школярка перед физруком. Всякий раз при просмотре ловлю себя на мысли, что «не верю!», ибо пришла в КГБ и ведет себя как Мальвина. Ну полная дура, явившаяся из несусветной глуши, а вовсе не москвичка, которая уж о могучей «конторе» и нежелательности попадать в её круг интересов, да чреватости последствий могла слыхать мильйон раз. Да любой школяр знал, что всякий внезапный (непредвиденный) вызов в КГБ, я уже молчу про такой уровень какой изображен в фильме, должен вызывать очень немалый напряг. А тут пришла, фиг его знает с какого бодуна жеманничает, да едва язык не показывает, такая расслабленная и невьезжаемая в серьезность момента. А генерал тоже хорош, когда Вронская заартачилась про Дубова говорить, в угворы кинулся прям как воспитательница в яслях к ребенку-вередуле, отказывающемуся есть противную манную кашу. Ну только погремушкой не тряс и по головке не гладил, покатаемся говорит «по местам вашей с Дубовым «боевой славы» и поедете милая в хороший пансионат поотдыхать. Когда рассказали ей про то, что Дубов подлец и крупный «шпион», стала вообще в истерику кидаться, будто самое дорогое в ее жизни хотят отнять, чуть погром в генеральском кабинете не устроила, а Константинов и тут вел себя как паинька, и другие тоже на цыпочках перед самомнительной истеричкой ходили. Ну ведь даже школяров смех душил, когда эти кадры смотрели. В «Волге» с двойником Дубова тоже все очень неубедительно выглядело , точнее нелепо, а оттого и смешно.
К сожалению, не совсем убедительно показана сцена разоблачения Цизина и Парамонова. Когда удаётся узнать, что Парамонов ездил в этот магазин тайком пить водку, а не передавать шпионские донесения, продавца Цизина всё же поймали за руку. Но вот в фильме ещё надо гадать, что ж там произошло. В книге есть авторская ремарка о том, что из стакана пахло водкой. Ну неужели нельзя было написать в сценарии, как сотрудник КГБ, схватив продавца за руку и понюхав стакан, крикнул бы: "Так ты тут водкой из-под прилавка спекулируешь?!" Вот я, если бы не читал роман, вряд ли бы понял, зачем продавец разбил бутылку и ещё орал вслед посетителю.
Работу над сценарием затруднило то, что в книге повествуется об эпохе разрядки и действие происходит во второй половине 70-х годов. Но фильм изображает начало 80-х, когда наше международное положение существенно ухудшилось, и некоторые моменты фильма просто механически перенесены из романа.
Очень позабавил момент, когда все со страшными глазами утверждают, что в Нагонии могут быть размещены американские ракеты. Интересно, для чего, ведь она явно дальше от СССР, нежели территория США.
А вот прям брилиантовой находкой фильма, и одиной из эффектнейших сцен фильма безусловно есть гримирование "двойника" Дубова, а после "Волги" с одинаковым номером выезжают на 4 точки. Мистика… Каждый раз, когда смотришь этот момент, под изумительно точный звуковой ряд, созданный Эдуардом Артемьевым, ощущения сродни присутствию на сакральном магическом действе.
Из актеров, кроме обаятельного Тихонова и умной красавицы Алферовой, я особо выделил бы пару Зубкова-Кикабидзе. Практически неизвестная зрителю Элеонора Зубкова удивительно хороша. Полное попадание в роль. Веришь каждому жесту. А Вахтанг Кикабидзе меня просто поразил. Великолепное изображение жесткого, мафиозного деятеля. Причем до этого фильма он подобного не играл. Мне представляется, будь Кикабидзе помоложе, и не развались Союз, все роли в 90-х годах - "баронов", "директоров", "антибиотиков" доставались бы ему. Творческий диапазон огромный. Появление "зловещего" образа агента ЦРУ Джона Глэбба повлияло пребывание Юлиана Семенова во Вьетнаме. Ю.Семенов создает образ инфернального зла. Д.Глэбб внешне вежлив, аккуратен, остроумен, в то же время люди для него пешки, а ради своего благополучия он готов на все. Глэбб немного напоминает агента ЦРУ Майкла Сеймура из "Большой скуки" Б.Райнова, но тот, несмотря на свой цинизм, все же благороднее... У Семенова вообще есть традиция изображать абсолютное зло: Прохор из "Петровки,38", Кротов из "Противостояния", Пименов из "Огарева,6".
Алексей Петренко - громадный, просто фантастический актер, его Пол Дик очень колоритен и убедителен. О Г.Юматове я уже говорил. А вот супер-мега- наивное существо, советского инженера-корабела Зотова (в исполненни Л.Куравлева) я тоже отказываюсь воспринимать серьезно, Увы, такого лопуха и тюхтяя ни в Нагонию ни куда еще либо в загранку, да к тому ж еще и не соцлагерную, КГБ не должно было выпускать ни при каких обстоятельствах. Но видать он был в своей сфере незаменим как Королев в ракетостроении.
Очень понравился аристократичный ювелир Георгий Светлани (актер Георгий Данилович Кузнецов), мастерски, с душой сыграный типаж.
Вероятно немногие знают, что существовала первая версия этого фильма, снятая режиссером Борисом Григорьевым по роману Ю.Семенова. Юлиан Семенов, в целом, был доволен, как Б.Григорьев снял "Петровку, 38","Огарева,6"( по его романам) и дал согласие на экранизацию "ТАССа". Но после года работы коллектива, Семенов, просмотрев смонтированный материал, остался недоволен, о чем написал в письме на студию. Основная его претензия состояла в том, что Б.Григорьев не понял специфику "многосерийного политического фильма". Он тонул в материале. Он снимал "ТАСС", как фильм для кинотеатров, как шпионский боевик, с рваным монтажом, неожиданными поворотами сюжета, сокращая длинные разговоры. Так первоначально герои Тихонова и Глузского вели диалог о Нагонии не в тиши кабинета, а в заросшем парке. "Это приводит к раскованности внимания зрителя", - писал Семенов. Он сетовал на то, что режиссер "боится кабинетов", что в фильме мало крупных планов В.Тихонова(Константинов), Н.Губенко(Славин), И.Ледогорова(вероятно играл Глэбба), А.Петренко(Дик), что частая смена действия вредит фильму, что в ленте мало хроники. Плохо сыграл и негритянский актер в тюремной сцене, во время диалога со Славиным(Губенко). В конце концов руководство студии сменило режиссера. Им стал В.Фокин. Часть отснятого материала он вероятно использовал. Вместо 7 запланированных серий решили снимать 10 (о чем Семенов писал лично Андропову, просил его посодействовать). Из съемочной группы ушли Губенко, Ледогоров, но остались Тихонов, Глузский, Юматов, оператор И.Клебанов. Новый вариант устроил всех. Несмотря на разногласия, Б.Григорьев должен был снимать "Противостояние", как продолжение дилогии о полковнике Костенко, но ему вновь не повезло. Из кинофильма решили сделать подробный сериал и доверили его С.Арановичу. Впрочем у Б.Григорьева позже тоже появились достойные работы: "Приступить к ликвидации" и "Наградить(посмертно)".