ergo67 писал(а):Vovka писал(а):«Скотовозы» (тип автобусов)
Ну это не относительно типа автобусов, а семейства автобусов марки ЛиАЗ . Автобусы ЛиАЗ были разработаны с салоном увеличенной вместимости, по сравнению с выпускавшимися до того ЛАЗами, ПАЗами и некоторыми другими. Именно аллюзии тогдаших острословов из народа в отношении "длинновагонности" компановки пассажирского салона ЛиАЗов, якобы имевшей подобность со специальными длинномерными полуприцепами для перевозки крупного скота, и сделали свое дело на века - среди рядовых граждан прочно закрепилось в неофициальном употреблении эдакое прозвище "СКОТОВОЗ". Дабы внести ясность, хочу уверить, что снижение комфорта 9по сравнению с ЛАЗ и ПАЗ) в этих автобусах вовсе не имело места, даже наоборот, салон был просторнее, диваны (сидения) для пассажиров быле шире, в задней части салона имелась достточно просторная площадка для детских колясок и пр., да и ходовая часть предполагала более плавных ход. Конструкторы и инженеры завода-изготовителя знали об этом , но не обижались, а отнеслись к сему, по философски рассудительно, найдя этому логичное и культурно грамотное объяснение: многие ведь не знают знают, что скот в автотранспорте везти очень непросто, ибо водитель должен ехать по возможности плвно, без рывков, на досточно умеренной скорости, что практически не требуется при перевозке скажем кроликов, собак, и др. небольших животных, а тем более птицы. Да и простору крупной животине надо достаточно много, теснота им крайне противопоказана. Над подобными нюансами мало кто может задуматься, вот и воспринимали слово "скотовоз" со скептической иронией, подразумевающей дискомфорт и т.п. А если сравнить наши ЛиАЗы и скажем лондонские "двухэтажки", то вторые окажутся менее комфортабельными. Но англичане всегда были менее самокритичными по отношению к себе и своей стране.
А вообще это очень интересный момент нашей былой советской действительности, и её так сказать культурологическая грань. Предлагаю вспомнить те смешние прозвища, которыми советские граждане с чувтсом юмора окрестили прдукцию отечественного автопрома. Те самые автомобильные прозвища в народе были более привычными и желанными (ведь душа то проявляется в отношении к колесной железяке), чем марочно-модельные аббревиатуры разработчиков и изготовителей.
Предлагаю список народных АВТОМОБИЛЬНЫХ ИМЕН (есть частоупотребительные, а есть более редкие перлы), может кто еще чего добавит.
Сразу же оговорюсь, что я никоим образом не хочу принизить достоинства советских автомобилей, много было хорошего в их истории, триумфы были и падения тоже, были и забавные, юмористические моменты, вот о них я и веду речь. Да и модели тут будут упомянуты и постсоветского периода, но прошу не судить строго, ибо их разработки заложены еще во время советского автопрома.
Жигули:
- ВАЗ 2108, 2109, 21099, частично 2113, 2114, 2115 - зубила
(было замечено в употребленнии) - ВАЗ – Таз (тазик или ведро с гайками, Ведроид.
– ВАЗ 1111 "Ока" – Окурок, Табуретка, Бешенная Табуретка, Капсула Смерти, Креветка, Кабина от КАМАЗа, Брелок от БЕЛАЗа, Выкидыш, Скворешник, Сумка на Колесах
– ВАЗ–2101 – Копейка, Копье
– ВАЗ–2101 - Двойка
– ВАЗ 2106 – Шаха, "ШОха", "Шистер", Шахтер
_ ВАЗ 2107 - Семен
– ВАЗ 2108, 2109, 21099,( частично 2113, 2114, 2115 - Полторашка) – Зубило, Погремушка
– ВАЗ 2110 – Mатрешка, Беременная Антилопа, Обмылок, Чирик
– ВАЗ 2112 – Огурец
– ВАЗ 2120 "Надежда" – Безнадёга
общие для ГАЗ - Газон (для грузовых), Газик (если легковой)
-ГАЗ-АА (легендарный советский грузовик полуторатонной грузоподъемности) - Полуторка
– ГАЗ–21(Волга) – Танк во фраке
– ГАЗ-20 (Победа) – Черепашка
– ГАЗ-24(Волга), ГАЗ-3102 – Баржа (за характерный силуэт корпуса)
- ГАЗ-66 ( советский и российский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2,0 т и кабиной над двигателем. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик в Советской Армии и в народном хозяйстве СССР и России в 1960—1990-е годы) - Шишига
общее для всего семейства ЗАЗ(Запорожец) – Запор
– ЗАЗ-968 – Мыльница
– ЗАЗ–966 – Ушастый, Чебурашка
– ЗАЗ–965, ЗАЗ-965А – Горбатый, Консервная Банка
- ЗАЗ -1102 "Таврия"- Ставрида
Мне всегда очень импонировал украинский автомобильчик-внедорожник ЛуАЗ-969 «Волынь» (семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости, выпускавшееся на Луцком автозаводе в общей сложности с 1967 по 1992 годы):
«Волынянка», «Волынка» — народное прозвище за место происхождения: Луцк является областным центром Волынской области;
«Луноход» — за колесные редукторы, придающие автомобилю сходство с этим планетоходом;
«Луиза» — народное прозвище;
«Тушканчик» — народное прозвище;
«Лумумзик» — от обозначения ранних версий ЛуМЗ-969;
«БМВ» — Боевая Машина Волыни;
«Утюг» — из-за формы кузова;
«Еврейский броневик» — народное прозвище;
«Фантомас» - народное прозвище.
"Хамер" - из за высокой проходимости (современное прозвище тех машин, которые еще эксплуатируются украинскими (думаю, что и не только) автолюбителями.
"лунтик" - произошло от названия "луноход"
общее для ЗИЛ - Зилок
– ЗИЛ 164,166 – Крокодил
– ЗИЛ 157 – Колун, Захар, еше ЗИЛ-157 в глухомани Сибири еще звали "Ступой" (кто знает точно, прошу поправить) , от того, что он родом из Студебеккеров
- ЗИЛ-133гя - Ягуар
- легковые ЗИЛы (представительские, для высших чиновников)- Членовозы
- МАЗ-437043, 437143 - Мелкий, Мазурик
– ИЖ–2715 – Каблук, Пирожок
– РАФ 977 – Рафик
- УАЗ 469 - Бобик, Козел или Козлик (козлит на дороге из-за короткой базы), игривое слово “канарейка“ приклеилось к желто-синему милицейскому “уазику“, к “окнам которого, по странному капризу архитектора, привинчены толстые решетки“.
– УАЗ - 452 ( микроавтобус грузопассажирский, полноприводный, двухосный автомобиль повышенной проходимости, создан на узлах и агрегатах ГАЗ-69, но с двигателем увеличенного рабочего объема, с колёсной формулой 4×4) – Буханка, Батон, Таблетка, Пилюля, Санитарка, Горбушка, Танк
- УАЗ-450Д — маленький грузовик (бортовой) с двухместной кабиной и деревянным кузовом на базе "Буханки") - Головастик
– АЗЛК 2141 (с 2 л. двигателем) – Реногор
– АЗЛК 2141 "Князь Владимир" – Вовка Морковка, Длинный
– АЗЛК 2141 "Алеко" – Калека, Бандерлог
- ЗИС- 151 - "Утюг" (потомучто часто застревал и его приходилось толкать)
- ЗИЛ-157 (грузовой автомобиль повышенной проходимости производства Завода им. Лихачёва (ЗИЛ). Выпускался серийно с 1958 года в основном для советских вооружённых сил ) - В советском фольклоре этот автомобиль получил прозвища «Бэнц», «Полтергейст», «Трумэн», «Бабай», «Колун», «Семечка», «Ступа», «Крокодил», «Мормон», «Захар», в Болгарии — «Джоган», в Литве — «Шяшякойис крокодилас», на Украине — «Кабанчик». В советское время на Чукотке, Магаданской области, Камчатке и Якутии этот автомобиль называли «Краб» или «Зурс». В районах северо-запада имеет прозвище «Утюг», полученное за внешний вид кабины. Другое широко распространенное прозвище — «Поларис».
общее для автобусов семейства марки ЛАЗ - Лазик
общее для автобусов семейства марки ПАЗ - Пазик
общее для семейства автобусов марки ЛиАЗ - Скотовоз (о нем подробно говорил выше)
Икарус (Ikarus)-280 , (городской сочленённый (сдвоенный) среднеприводный автобус особо большой вместимости венгерской фирмы Ikarus) - "Гармошка", "Колбаса".
Икарус (Ikarus)-55 ( междугородный автобус, выпускавшийся фирмой Ikarus с 1953 по 1972 гг.): «Спутник», «Ракета» и «Пылесос» (последние два — за схожесть с выпускавшемся в Советском Союзе пылесосом «Ракета» сигарообразной формы), Комод (способствоала появлению прозвища необычная корма задней части)
общее для троллейбусов - Тролль, Троллик, Сарай.
Троллейбус СВАРЗ ТС-2 (сочлененный (сдвоенный)) - Пылесос, Колбаса
общее для грузовиков марки МАЗ - Зубры (Зубренок, зубрята, ...)
- МАЗ-543 (мощный седельный и бортовой тягач, полноприводный четырёхосный (8×8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода). В серийном производстве с 1962 года.) получил у водителей прозвище «Ураган»
общее для семейства марки КрАЗ -Людоед
- КрАЗ 255 - Лаптёжник
- общее для семейства грузовых автомобилей марки КамАз - Татарин
- трактор К-700 - Кальмар
Посмотри на моей ватарке что ЛуАЗу под капот влазит. и если бы не косность наших уродов, наш автопром был бы первым в мире.