Впечатления детства – самые непредвзятые. Что схватываешь своим неискушённым взором, то и несёшь в душе по жизни. Ташкент, Бухара, Самарканд, увиденные мною в зимние каникулы в возрасте 13-ти лет, прочно засели в глубине : Ташкент – как приветливый простор, Самарканд – источающий свет, Бухара - сумеречность и нищета (да простят меня бухарцы). Правда, поездка наша не предполагала детального знакомства с городами, днём мы осматривали достопримечательности, а ночью перемещались. Ташкент был каким-то праздничным, радостным. Видимо, сказывалось общее настроение – ведь город совсем недавно пережил страшное землетрясение и был дружно, всем Союзом, отстроен заново, да как отстроен!.. Помимо весёлой суеты, которой окружили нас взрослые и ребятишки - так сказать, принимающая сторона, то ли школа, то ли интернат, и необычных архитектурных решений (в память врезалась ажурная махина музея Ленина, я даже не помню, были ли мы внутри, но внешний огромный и одновременно парящий вид очень впечатлил), отдельно сохранился неповторимый вкус … беляшей. На какое-то время руководитель поездки отпустила нас «в свободный полёт», и мы с подружкой набрели на небольшой киоск, где проворная тётенька жарила персональную порцию беляшей каждому покупателю прямо на его глазах. Теперь-то нас таким не удивишь, а тогда было очень непривычной услугой. И какими же вкуснющими были те беляшики с пылу, с жару! Незадолго до этого нас плотно накормили лагманом, который, правда, мы пробовали впервые и долго вошкались с длиннющей лапшой. на беляши мы решились скорее из любопытства – считай, прямо на улице жарят. Однако прошли десятилетия, а они так и остались непревзойдёнными…
Самарканд был весь – сплошной орнамент, пронизанный светом. Площадь Регистан – это же были какие-то сказочные ларцы на волшебном ковре (увиденное - после нашего серого города - с трудом воспринималось как творение человеческих рук), обсерватория Улугбека, откуда распахивалась панорама города… Много лет спустя в житейски трудную минуту меня очень поддержала одна женщина, оказавшаяся уроженкой Самарканда, пролившая на мою жизнь тот же свет, которым был полон её город.
Зато в Бухаре самые первые впечатления повергли в шок. Рано утром нас прямо с ночного поезда привезли в местный интернат. Утро было пасмурным, а директор интерната молча и неприветливо прохаживался по сумеречной столовой, где нас кормили хлебом с кусочком масла и поили тёплым какао из стаканов, на которых отчётливо проступали жирные отпечатки чьих-то пальцев. Мы не выспались, в столовой было холодно, дядька-директор навевал ужас (он так грозно зыркал и, похоже, не чаял от нас отделаться) а выпить какао голодным девочкам-подружкам из семей медиков мешал рвотный рефлекс… Поэтому последующая экскурсия, как и остальные события дня, окрасились в мрачные тона. Мы искренне жалели детей из интерната, которых так и не увидели (а были ли они, задавались мы вопросом, или директор всех их отравил уже своим какао, чтобы не мешали…) Наверное, и в Бухаре было на что посмотреть, но нам тупо хотелось есть и спать, и мы содрогались при мысли, что придётся ещё возвращаться под тот кров. Кстати, в Бухаре нам строго-настрого запретили даже на пару шагов отставать от группы (не то что гулять, как в Ташкенте), и когда мы шли, мальчики окружали девочек, поскольку местное молодое население почему-то вело себя, мягко говоря, не дружелюбно…
Хорошо, что обратно мы уезжали из Ташкента – перевели дух. Правда, от ночёвок в местных поездах (куда-то мы ехали, даже не снимая на ночь верхней одежды) мы чувствовали себя одичавшими. Поухаживать за собой по-человечески получилось только при первом посещении Ташкента. Поэтому когда сели в поезд до Новосибирска, ринулись приводить себя в порядок. Лично у меня коса до пояса, которую несколько дней не было возможности толком расчесать, превратилась в колтун. Я села на полку лицом к стене, а несколько девочек стали пытаться разобрать мою косу на пряди и вернуть её исходное состояние… Но кто бы горевал по этому поводу! Было много смеха, много ахов, восторгов и острот. Рождались даже какие-то крылатые фразы. А Узбекистан так и остался цветным узором, куда вплелись и солнечное радушие, и космическое мастерство, и то мучительное, о чём достоверно могли знать только канувшие в Лету…
Жаль, ни одной фотографии никогда не было из той поездки...
Добавлено спустя 30 минут:AlexZ писал(а):со знакомыми грузинами пробовал говорить на их языке
О, грузинская тема сейчас - особая в нашей семье. Племянница съездила на фестиваль в Грузию и влюбилась - в саму Грузию и в одного из жителей Тбилиси. Теперь мы "подсажены" на грузинские танцы, любуемся демонстрируемыми через компьютер дивными видами, и даже просмотрели фильмы Резо Гигиниешвили типа "Любовь с акцентом"... Да, в советские времена не удалось там побывать, к сожалению, а теперь даже если племянница уедет туда, в гости просто так не попадёшь...