Ударная стройка - БАМ
Добавлено: 11 сен 2012, 23:16
Может кто-то не застал "кукурузную эпопею", освоение целины, или более ранние масштабные государственные проекты, но уж БАМ-то - Байкало-Амурскую магистраль - точно все помнят.
Как начиналось - под разговоры об угрозе со стороны Китая (после событий на острове Даманском). Все понимали, что существующий Транссиб проходит слишком близко к китайской границе. Говорили и о том, что надо развивать более северные территории Сибири, а без железнодорожного транспорта это было бы проблематично.
И отправлялись комсомольцы и «партийно-беспартийная молодежь» на эту очередную ударную комсомольскую стройку. Репортажи о новой всесоюзной стройке в новостях по ТВ появлялись регулярно. На газетных полосах замелькали названия: «БАМ», «Тында»… В витринах табачных киосков появились бело-красные пачки сигарет «БАМ» очень низкого качества... И была еще бодрая в духе времени песня про БАМ, с припевом:
«Слышишь - время гудит: «БАМ»… И тайга покоряется нам».
Но это все внешняя сторона.
Кто-нибудь может рассказать о действительной, не ТВ-газетной - жизни на БАМе - о себе или своих знакомых?
Для меня картина БАМа всегда была двойственна. С одной стороны - романтика - тайга, горы, Сибирь, освоение новых земель, трудовой героизм, великая стройка брежневских времен, в конце концов. Одна молодая и всеми любимая учительница нашей школы, романтически настроенная, уехала на БАМ. О БАМе ходили легенды. Люди рассказывали, скорее не о том, что есть, а о том, что хотелось бы им видеть. Например, о своем населенном пункте, состоящем из бараков и в перспективе то ли обреченном на снос, то ли на существование в виде третьеразрядного железнодорожного поселка, с невесть откуда взявшейся уверенностью говорили: «Здесь будет город с экологически чистым производством!»
Поздняя история БАМа всем известна. Незаметно, все стало затихать, замирать, никаких тебе «городов с экологически чистым производством». Люди почувствовали себя брошенными в оказавшихся никому не нужными барачных поселках. Работы не было, нужно было уезжать, а уезжать было некуда… Реалии брежневского головотяпства.
И все же новый путь был проложен. И проделанную работу, быть может, только сейчас мы и сможем оценить по-настоящему, когда страсти вокруг Сибири накаляются, - слишком много чужих рук (лап) тянется к нашим природным богатствам. А идея соединить Европу и Тихоокеанский регион кратчайшим путем? Вот и получается, как бы еще один БАМ строить не начали. А значит, не зря строили и первый.
Как начиналось - под разговоры об угрозе со стороны Китая (после событий на острове Даманском). Все понимали, что существующий Транссиб проходит слишком близко к китайской границе. Говорили и о том, что надо развивать более северные территории Сибири, а без железнодорожного транспорта это было бы проблематично.
И отправлялись комсомольцы и «партийно-беспартийная молодежь» на эту очередную ударную комсомольскую стройку. Репортажи о новой всесоюзной стройке в новостях по ТВ появлялись регулярно. На газетных полосах замелькали названия: «БАМ», «Тында»… В витринах табачных киосков появились бело-красные пачки сигарет «БАМ» очень низкого качества... И была еще бодрая в духе времени песня про БАМ, с припевом:
«Слышишь - время гудит: «БАМ»… И тайга покоряется нам».
Но это все внешняя сторона.
Кто-нибудь может рассказать о действительной, не ТВ-газетной - жизни на БАМе - о себе или своих знакомых?
Для меня картина БАМа всегда была двойственна. С одной стороны - романтика - тайга, горы, Сибирь, освоение новых земель, трудовой героизм, великая стройка брежневских времен, в конце концов. Одна молодая и всеми любимая учительница нашей школы, романтически настроенная, уехала на БАМ. О БАМе ходили легенды. Люди рассказывали, скорее не о том, что есть, а о том, что хотелось бы им видеть. Например, о своем населенном пункте, состоящем из бараков и в перспективе то ли обреченном на снос, то ли на существование в виде третьеразрядного железнодорожного поселка, с невесть откуда взявшейся уверенностью говорили: «Здесь будет город с экологически чистым производством!»
Поздняя история БАМа всем известна. Незаметно, все стало затихать, замирать, никаких тебе «городов с экологически чистым производством». Люди почувствовали себя брошенными в оказавшихся никому не нужными барачных поселках. Работы не было, нужно было уезжать, а уезжать было некуда… Реалии брежневского головотяпства.
И все же новый путь был проложен. И проделанную работу, быть может, только сейчас мы и сможем оценить по-настоящему, когда страсти вокруг Сибири накаляются, - слишком много чужих рук (лап) тянется к нашим природным богатствам. А идея соединить Европу и Тихоокеанский регион кратчайшим путем? Вот и получается, как бы еще один БАМ строить не начали. А значит, не зря строили и первый.